Коммерческое субсидирование ипотеки: помощь или маркетинг

Коммерческое субсидирование ипотеки: помощь или маркетинг

Субсидирование ипотечной ставки от застройщика не всегда выгодно покупателю

Программа государственного субсидирования ипотеки, по мнению участников рынка, в условиях кризиса позволила поддержать спрос на жилье, писала ранее редакция «РБК-Недвижимости». Летом основная часть ипотечных сделок совершалась с ее использованием — около 60% заемщиков при оформлении кредитов на жилье выбирали именно вариант с субсидированной государством ставкой.

Как работает госпрограмма субсидирования ипотеки

Государство компенсирует разницу между ставкой банка, которая не должна быть выше, чем ключевая (сейчас — 11% годовых) плюс 3,5 п.п., и ставкой для конечного заемщика, которая не должна превышать 12%.
Заемщик может взять кредит на квартиру или дом с земельным участком на первичном рынке либо на квартиру в строящемся доме. Максимальная сумма кредита составит 8 млн руб. для жителей Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга и 3 млн руб. — для других российских регионов. Первоначальный взнос — не менее 20% стоимости приобретаемого жилья.

Субсидирование банков будет прекращено в случае снижения ключевой ставки ЦБ РФ до 8,5%. На клиентах кредитных организаций прекращение субсидирования отразиться не должно — условия по платежам останутся прежними.
Однако программа господдержки ипотеки распространяется не на все объекты. Кроме того, ее потенциал сейчас уже во многом исчерпан, считают риелторы и девелоперы. Чтобы дополнительно стимулировать спрос, застройщики за свой счет финансируют собственные программы по снижению ипотечных ставок. «Ипотека с господдержкой — это реальный шаг навстречу покупателю. Но далеко не единственный из возможных. Все-таки 11,5–12% по программе госсубсидирования — не совсем та процентная ставка, которую ожидает покупатель. Именно поэтому крупные застройщики и банки разрабатывают индивидуальные программы для своих клиентов со сниженным процентом по ипотеке», — говорит начальник управления по организации продаж по ипотеке, субсидиям и социальным программам компании «Мортон-Инвест» Юрий Никитчук.

Данная схема предполагает, что застройщик компенсирует банку выпадающие доходы, которые возникают из-за дополнительного понижения процентной ставки по ипотеке. «Девелопер заключает договор с банком, аккредитовавшим строящийся проект, и по итогам договоренностей субсидирует часть банковского процентного дохода. Период субсидирования зависит от финансовых возможностей застройщика. Данную акцию можно расценивать как маркетинговый ход, когда девелопер пытается привлечь клиентов в свой проект», — объясняет коммерческий директор компании Rose Group Наталья Саакянц. Как отмечает руководитель ипотечного центра инвестиционно-риелторской компании Est-a-Tet Алексей Новиков, маркетинговая ставка — это та же скидка при покупке квадратных метров в новостройке, только она дается не на стоимость квартиры, а на ипотечный кредит.

В большинстве случаев договор о коммерческом субсидировании заключается на один-два года. На это время размер платежа для заемщика будет ниже, однако возможны разные варианты. «Пониженная ставка может действовать в течение ограниченного периода, на оставшийся срок будут введены стандартные условия кредитования. Но в некоторых случаях льготные условия могут сохраняться в течение всего периода жизни кредита», — отмечает руководитель департамента ипотеки и кредитов компании «НДВ-Недвижимость» Кристина Шульгина. Впрочем, случаи, когда ставка субсидируется застройщиком длительное время, по словам Алексея Новикова, большая редкость.
Субсидирование от застройщика может быть как дополнением к программе господдержки ипотеки, так и составной частью любого банковского продукта по ипотеке. При комбинировании государственного и коммерческого субсидирования условия ипотеки могут быть наиболее привлекательными. «Однако если застройщик предлагает ставку по ипотечному кредиту ниже 7,5%, то покупателю следует задуматься. Как правило, к таким мерам прибегают те застройщики, которые испытывают серьезные трудности с реализацией своих объектов», — уточняет Юрий Никитчук.

Тем, кто планирует воспользоваться предложением от застройщика, следует внимательно изучить условия акции. «Не исключено, что декларация о субсидировании ипотечной ставки по факту окажется маркетинговой ставкой, не имеющей ничего общего с процентом в кредитном договоре. В таких случаях застройщик предоставляет клиенту скидку на квартиру, которая в рекламных материалах «конвертируется» в выгодную процентную ставку», — предупреждает Кристина Шульгина. Рекламный ход, по ее словам, позволяет показать уровень экономии на фоне стандартных ипотечных предложений, но клиент по факту приобретает жилье с небольшой скидкой, заключая кредитный договор на обычных условиях.

Субсидирование ипотечной ставки со стороны застройщика для любых программ кредитования существовало и раньше. «Однако в кризисный период это стало более актуальным и даже модным среди девелоперов», — отмечает Алексей Новиков. Сейчас, по его словам, маркетинговая ставка не пользуется большой популярностью среди покупателей — люди предпочитают прямую скидку, потому что в ряде случаев это выгоднее.

Менеджер Est-a-Tet приводит в пример следующий расчет. У покупателя есть два варианта: первый — взять ипотеку на первые три года с учетом коммерческого субсидирования под 9%, а затем перейти на стандартные 12% годовых. При сумме кредита 2 млн руб. и сроке кредитования 20 лет переплата получится 3,2 млн руб. Второй вариант — попросить у продавца скидку в размере 5% (что аналогично маркетинговой ставке 9% на три года). «Получается, что сумма кредита составит 1,9 млн руб., а размер переплаты будет 1,3 млн руб.», — резюмирует Алексей Новиков.

В целом для заемщика в программах маркетингового субсидирования от застройщиков нет подводных камней. «Это совершенно прозрачная схема, все прописывается в кредитном договоре, однако нужно подсчитать, какую выгоду клиент извлечет из маркетинговой ставки», — отмечает риелтор.



Сохрани статью себе в соцсеть!




Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *