Конспект урока по русскому языку в 6 классе Домашнее сочинение-рассказ о народном промысле

03.03.2017

Конспект урока по русскому языку в 6 классе Домашнее сочинение-рассказ о народном промысле

Тема урока. Домашнее сочинение-рассказ о народном промысле.

Цели урока:

образовательная: ознакомить учащихся с основными видами русских народных промыслов. Продолжить работу по формированию активного и потенциального словарного запаса учащихся;

развивающая: развивать умения учащихся создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи, использовать в речи синонимы, антонимы;

воспитательная: вызвать заинтересованность учащихся народным искусством, получить эмоциональный отклик.

Тип урока: развитие речи.

Оборудование: икт-презентация, сообщения учащихся.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний

Слово учителя:

— Прежде чем начать наш урок, давайте определим значение выражения «декоративно-прикладное искусство». Что это такое? (словарь)

декоро (лат) — «украшаю» (слайд 2).

декоративный (франц) — «украшающий, служащий для убранства, для красоты»

прикладной — имеющее практическое назначение, применяемый в жизни.

Подберите синоним к выражению «Декоративно — прикладное искусство».

(народно- художественный промысел)

Для чего служит декоративно — прикладное искусство? (создает нужные вещи, украшает быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной, т.е. служит для украшения полезных вещей).

— Когда возникло декоративно — прикладное искусство? (в древние времена, когда люди научились делать вещи, возникла потребность их украсить. Но это искусство молодое, потому что оно необходимо и в современное время в жизни, быту).

-А сегодня мы с вами, ребята, отправимся в увлекательное путешествие в прошлое,где возникли народно-художественные промыслы. Апомогут нам в этом ваши одноклассники-экскурсоводы.

III. Объяснение нового материала

(Изображения сопровождаются сообщениями-комментариями учащихся, которым заранее было дано задание найти необходимую информацию)

1.Дымковская игрушка (слайды 3,4).

2.Хохлома. (слайды 5,6).

3. Матрешка. (слайды 7,8).

4. Гжель (слайды 9,10).

Майолика — техника многоцветной росписи по белой эмали.

Промысел Гжели связан с гончарным ремеслом. Гончарные изделия — изделия из глины (кувшины, квасники, тарелки, кружки).

5. Вологодское кружево.слайд 11.

6. Жостово слайд 12.

7. Гродецкая роспись слайды13,14.

8. Павлов-посадслайды 15,16.

9. Финифть.(греч. «блестящий»). слайды 17,18.

10. Береста. слайды 19,20.

IV.Физминутка.

V. Закрепление учебного материала.

— Ребята, произведений декоративно -прикладного искусства — великое множество, видов народного промысла — огромное количество. Рассказать обо всех сегодня нет возможности. Но вы можете найти нужную информацию в электронных источниках или в библиотеках.

VI. Практическая работа по развитию речи

— Обратимся к нашему сочинению.

— Определите стиль вашей работы (публицистический.)

— Назовите характерные признаки этого стиля.( информативность, авторская позиция,

эмоциональное воздействие на читателя) слайд 21

— Типы текстов: описание,повествование,рассуждение.

— Таким образом, вам надо в своей работе использовать такие языковые средства, которые показали бы ваше отношение к излагаемому и эмоционально воздействовали на читателя.

— Какие это языковые средства? (обращения, побудительные, восклицательные предложения, эпитеты, метафоры, сравнения).

Творческое задание. Подобрать художественные средства к словам. слайд 22

1. Подберите эпитеты к словам рисунок, узор: удивительный, дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, изумительный, прекрасный, поразительный, изящный, фантастический, затейливый.

краски, роспись: яркая, жизнерадостная, буйная, многоцветная, разнообразная, оригинальная, колоритная.

2. Метафоры(слайд 23): изделие может пленить… околдовывать, обвораживать, зачаровывать.

3. Синонимы к слову художник: мастер — человек, достигший высшего мастерства в своем деле, в работе, в творчестве.

Искусник (разговорное) — народное название человека, чрезвычайно искусного в чем-либо, до тонкости овладевшего тайнами какого — либо мастерства, ремесла.

Создатель, волшебник.

Подбираем лексический материал:

мастер: волшебник, художник, творец, создатель, кружевница. Лепит, творит, создает, обжигает, расписывает, чернит, декорирует, украшает. Стиль, традиции, оттенок, обжиг, промысел. Орнамент: затейливый, витой, ажурный. Впечатления: радость творчества, талант, удивительно утонченная работа, родник народного творчества, благородная работа.

4. Художник создает, (дополнить синонимический ряд) рисует, творит, расписывает.

5.Наречия, которые нужны для описания последовательности действий: потом, затем, после этого, далее, вслед за этим.

VI. Подведение итогов

1.Итак, как вы думаете, чем различаются произведения декоративно — прикладного искусства? (материалом, способом изготовления, мотивами)

2. Чем интересны произведения искусства?

В произведениях искусства, так же как и в литературе, есть понятие «художественный образ».

Каждое произведение декоративного искусства имеет свой неповторимый художественный образ.

2. Что объединяет работы современных мастеров декоративно-прикладного искусства?

Работы современных мастеров декоративно — прикладного искусства объединяет то, что они владеют уникальными приемами ремесла, которое возникло давно, т.е. они сохраняют традиции национальной русской культуры.

Показ современных изделий разных промыслов.

3. А какие традиционные промыслы развивались и сохранились в Крыму?

Лозоплетение, вышивка, керамика, резьба по дереву.

VI. Рефлексия.

Любое произведение ДПИ — это народное творчество, куда вкладывается все мастерство и, конечно же, душа. Народное искусство — добрых рук мастерство добрым людям на загляденье.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Что вам больше всего понравилось?

VII. Итоги урока, домашнее задание: выставление отметок, домашнее задание (написать сочинение о любом произведении ДПИ)

Источник: botan.cc

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *