Протодиакон Андрей Кураев: В Екатеринбурге слова «цирк» и «церковь» становятся однокоренными

Протодиакон Андрей Кураев: В Екатеринбурге слова "цирк" и "церковь" становятся однокоренными

Протодиакон Андрей Кураев прокомментировал молебен, который прошел в Екатеринбурге в честь Деда Мороза: слова «цирк» и «церковь» становятся однокоренными

В Екатеринбурге Деды Морозы и Снегурочки помолились на молебне перед тем, как отправиться к подопечным реабилитационного центра для детей-инвалидов. Акцию организовал молодежный отдел городской епархии.

Его сотрудники и волонтеры собрались в храме в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах, чтобы благословиться на начало доброго дела. Молебен отслужил клирик прихода иерей Георгий Кабанов, сообщили в пресс-службе епархии.

Необычную акцию в столице Урала прокомментировал для «URA.RU» протодиакон Андрей Кураев. По его словам, молебен с Дедом Морозом и Снегурочкой «ничем не хуже», чем молебен с олимпийскими спортсменами.

Подлинная история Деда Мороза

Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Это было крайне жестокое божество. В народных пословицах и сказках он выступает под прозвищами «Студенец» и «Трескунец»

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году — с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений.

В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового года, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики.

Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров 30 декабря 1935 прошла первая в СССР после «реабилитации» официальная новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов.

Во времена СССР Дед Мороз обычно появлялся в сопровождении Нового Года — мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года).

Мальчик Новый Год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; наиболее часто он был изображён на новогодних открытках конца 1950-х — середины 1980-х годов, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт.



Сохрани статью себе в соцсеть!




Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *