Рабочая программа Технология 7 класс (обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью

Рабочая программа Технология 7 класс (обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО на заседании директор ОУ

учителей методсовета

«______»______2014 г. «_____»_____2014г. «_____»_____2014г.

__________________/ ________________/ ________________/

Ф.И.О. ( роспись) Ф.И.О. ( роспись) Ф.И.О. ( роспись)

Рабочая программа

Технология 7 класс (обучение детей

с умеренной и выраженной умственной отсталостью)

Составитель:

Карпова Марина Витальевна

Иркутская область

Куйтунский район

Пос. Харик

МБОУ ЦО «Альянс»

2014 год

Пояснительная записка

Трудовое обучение занимает ведущее место в системе обучения и воспитания учащихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью. На уроках труда учащиеся овладевают элементарными трудовыми умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, т.е. на производствах, использующих труд инвалидов. Выполнение различных операций ставит подростков перед необходимостью различать предметы, включенные в трудовую деятельность, знать свойства материалов, с которыми они работают. Учащиеся также должны уметь отчитаться о проделанной работе и оценить качество готового изделия. Все эти действия способствуют развитию восприятия, представлений, мышления и речи.

Труд оказывает непосредственное влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у учащихся улучшается общее физическое развитие, развивается выносливость и работоспособность, совершенствуется двигательная сфера.

Трудовая деятельность имеет большое воспитательное значение. В процессе трудовой подготовки у учащихся формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, что будет иметь особое значение в дальнейшем в установлении взаимоотношений в трудовом коллективе.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для того, чтобы учащиеся могли овладеть несложными видами работ. Учащиеся овладевают навыками несложных видов работ. Наибольшее распространение в учреждениях для этих детей получило картонажно-переплетное дело, работа с тканью, древесиной, с кожей. Практика показывает, что учащиеся могут научиться работе на швейных машинах (пошив косынок, фартуков, простыней, наволочек и т.д.). Эти виды работ доступны только для учащихся с более сохранными познавательными возможностями.

Кроме вышеперечисленных видов труда подростки обучаются вязанию, бисероплетению, макраме, гильоширование, изготовление искусственных цветов, работе с бумагой, овладевают различными простыми сборочными работами ( например сборка коробок), занимаются другими видами работ, в зависимости от производственных условий образовательного учреждения и возможностей учащихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью. Трудовое обучение необходимо организовывать также с учётом деления на подгруппы мальчиков и девочек, если образовательное учреждение выбирает вид трудовой деятельности специфичный для девочек или для мальчиков.

В процессе обучения у учащихся формируются навыки выполнения отдельных трудовых действий. В связи с неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью в процессе деятельности каждая операция требует отдельной отработки в ходе выполнения различных упражнений. Учитывая такие особенности учащихся, программы по каждому предмету трудовой подготовки предусматривает не только набор формируемых действий, но их операционный состав. В данной программе дано содержание обучения по некоторым названным направлениям, и приводиться содержание работы по классам с бумагой, как одного из универсальных и наиболее распространённых направлений трудового обучения.

Организация уроков труда и общие методические указания к их проведению.

Основной формой учебной работы являются сдвоенные уроки. Учитель труда знакомит учащихся с правилами поведения в кабинете.

Каждый учащийся имеет постоянное рабочее место. Это очень важное условие, так как на этих детей положительное влияние оказывает привычная обстановка.

Работа над изделием начинается с первого этапа — ориентировки в задании. Дети должны узнать, что необходимо сделать. Познакомиться с образцом изделия, понять какие инструменты и материалы потребуются для выполнения работы. Учащиеся рассматривают образец, должны иметь возможность взять его в руки, потрогать, рассмотреть со всех сторон. При этом учитель руководит процессом рассматривания образца, указывает, на что следует особо обратить внимание.

После этапа ориентировки в задании учащиеся переходят к пробному выполнению трудовых действий. Поскольку первые попытки выполнить работу обычно сопряжены с неудачами, ученикам следует предоставить возможность поупражняться в выработке приёмов работы.

Следующий этап — демонстрация правильного приёма работы, сопровождаемого объяснением. Учитель обращает внимание учащихся на то, как правильно взяться за инструмент, на двигательные действия в ходе выполнения задания. Например, объясняет, что нанесения клея на бумагу в ходе картонажного дела выполняется от середины листа к его краям. Для тренировочных упражнений используют материалоотходы.

Необходимые приёмы работы вырабатываются в результате большого количества повторений. Однако следует иметь в виду, что длительные однообразные действия способствуют возникновению косного стереотипа, который с трудом преодолевается в новых условиях. Поэтому на данном этапе целесообразно формировать приёмы на уровне навыков. Последние вырабатываются во время практических работ.

При выполнении практических работ происходит качественная отработка отдельных приёмов, вырабатывается навык.

Учитель внимательно наблюдает за работой и руководит ею: обращается к учащимся с вопросами, делает замечания, даёт по мере необходимости указания и показывает, как выполняется та или иная операция. В процессе обучения применяется индивидуальный и групповой инструктаж. Если кто либо допускает ошибку, учитель останавливает работу и показывает и объясняет всем , как следует выполнять операцию, т.е. инструктирует всю группу.

Практическая деятельность на уроках труда должна давать подросткам эмоциональное удовлетворение. Для этого им необходимо видеть результаты своего труда. Не следует давать задания, которые требуют длительного выполнения.

В процессе выполнения задания учащимся приходится длительное время заниматься однообразной, монотонной работой, в результате чего происходит как называемое «психическое насыщение». Подростки начинают отвлекаться , вставать с рабочего места, прекращают работу. Поэтому в уроки труда рекомендуется вносить больше разнообразия: менять учащимся виды деятельности, предусматривать элементы соревнования, стимулирующее воздействие, физкультминутки.

В ходе практических работ учащиеся учатся давать отчет о проделанной работе. При достаточном внимании к речевому развитию учащихся их можно научить отвечать на вопросы о выполненной работы. Самостоятельно рассказывать о проделанном многие ученики не могут и ставить перед ними такую задачу в обобщенном виде не следует («Расскажи, как ты сделал эту вещь»). Целесообразно задавать учащимся ряд конкретно поставленных вопросов по каждому этапу работы.

Каждому ученику следует знать требования к готовому изделию. Характеристика этих качеств дается в идее алгоритма на табличке.

Большинство учащихся относятся к урокам труда ответственно, стараются выполнить работу быстро и по возможности без ошибок. Учителю необходимо поощрять положительное отношение к работе, используя для этого разные средства. Подросткам необходима похвала при всей группе, участие в культурно-массовых мероприятиях, т.е. социальные виды стимуляции.

Нельзя оставлять без внимании малейшие проявления положительного отношения учеников к заданию. Даже самые небольшие успехи учеников надо отмечать похвалой.

Таким, образом, в ходе трудового обучения подростки получают элементарные умения и навыки, владение которыми позволит им выполнять несложные практические работы в особо созданных условиях.

Трудовая деятельность для этих лиц — основной способ их адаптации к жизни.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение технологии в 7 классе (обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью) отводиться по 12 часов в неделю — 408 часов в год.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Навыки организации трудовой деятельности учащихся. Распределение учащихся по рабочим местам. Правила поведения в кассе трудовой подготовки и содержания рабочего места. Уборка рабочего места после выполнения работы. Техника безопасности. Назначение бригадиров, санитара. Составление графика дежурств по мастерской, объяснение их обязанностей.

Повторение материала, пройденного в 6 классе. Материалы, применяемые в картонажном деле. Бумага разных видов . Внешний вид , свойства и назначение. Клей разных видов, его практическое приготовление и хранение.

Картон. Внешние признаки и назначение. Составление учащимся коллекции картона разного вида и разного качества: белый (древесный), желтый (соломенный), серый (макулатурный), желто — бурый (тряпичный).

Сравнение свойств бумаги картона ( прочность, толщина, гибкость, ломкость, влагостойкость).

Инструменты, применяемые для работы с картоном и их назначение.

Работа с картоном. Разметка картона по шаблонам. Фальцовка картона по рискам, по линиям разметки, по надрезу; резание тонкого картона ножницами по рискам, обклеивание картона цветной бумагой с обеих сторон. Наклеивание полосок бумаги на картон с полями и без полей.

Аппликация. Вырезание из бумаги и наклеивание на картон. Составление сюжетных композиций и геометрического орнамента.

Изготовление из картона плоских фигур елочных украшений в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных с раскрашиванием.

Арифметического лото и домино.

Выполнение объемных изделий из картона

Изготовление простейших сборных и клеевых коробок. Разметка по шаблону и линейке развертки коробки. Приемы сгибания картона и склеивание по стыкам. Правила обклеивание бумагой объемных изделии. Сборная коробка, приемы изготовления.

Ознакомление с образцами. Крой коробки для низа и крышки. Разметка и торцовка. Фальцовка сторон. Заправка под плинтуса. Практическая работа.

Коробка открытая и коробка внахлобучку (четырехугольная). Ознакомление с образцами. Крой коробки для низа и крышки. Разметка и торцовка. Нарезывание бумаги для склейки низа и крышки коробки с загибом во внутрь и на дно. Нарезывание бумаги для верхушки и поддона. Наклейка верхушки на крышку.

Изготовление прямоугольной коробки по заданному размеру. Оклейка низа и крышки коробки бумагой с загибом во внутрь и на дно. Наклейка верхушки на крышку.

Изготовление пакетов различной величины с разделением на отдельные операции и без разделения. Распределение работы в бригаде из 2 -4 человек. Соблюдение требований аккуратности в работе с клеем. Сравнение работы с разделением труда на операции и без разделения труд при заготовке и монтаже деталей изделий.

Изготовление библиотечных кармашков и пакетиков для семян. Коллективное оформление общешкольной выставки детских изделий, выполненных на уроках труда.

Производительный труд

Элементарные представления о профиле картонажника. Привитие навыков производительного труда. Работа в мастерской. Правила поведения. Техника безопасности. Правила личной гигиены учащихся.

Изготовление пакетов различной величины с раскладкой «лесенкой» для намазывания клеем и роспуском. Счет и сложение пакетов в пачки.

Изготовление простейших коробок.

Объемные изделия из картона (сборные и клеевые). Сборная коробка. Ознакомление с образцами. Разметка по шаблону развертки коробки. Фальцовка. Склеивание коробки двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги (работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем).

Упаковка готовых коробок (практических счет).

Итоговая работа.

Тематическое планирование по технологии 7 класс (обучение детей

с умеренной и выраженной умственной отсталостью)

Наименование разделов

Тема урока

Кол — во часов

Требования к уровню подготовки уч- ся

Дата проведения

I четверть

Вводное занятие

Техника безопасности. Распределение обязанностей

Знать правила поведения в трудовом классе.

Материалы, применяемые в картонобумажном деле

Бумага разных видов

Знать материалы применяемые в картонобумажном деле. Знать виды бумаги и клея, их применение и использование в работе.

Внешний вид.

Свойства и назначение бумаги .

Лощеная бумага

Бархатная бумага

Простая бумага

Клей разных видов

Практическое приготовление и хранение клея

Применение и использование клея в работе

Внешние признаки и назначение

Уметь составлять коллекции картона разного вида и качества. Знать свойства картона и бумаги. Уметь различать картон по признакам .Знать назначение инструментов, уметь ими пользоваться.

Составление коллекции картона разного вида и разного качества

Сравнение свойств картона и бумаги

Инструменты, применяемые для работы с картоном

Назначение инструментов применяемых в работе с картоном

Работа с картоном

Разметка картона по шаблонам

Уметь выполнять разметку, резать ножницами, оклеивать картон бумагой, наклеивать полоски бумаги на картон.

Фальцовка картона по рискам, по линиям разметки

Резание тонкого картона ножницами по рискам и линиям разметки

Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны

Уметь наклеивать полоски на картон с полями и без полей

Оклеивание картона цветной бумагой с другой стороны

Наклеивание полосок бумаги на картон с полями

Наклеивание полосок бумаги на картон без полей

Аппликация

Вырезывание из бумаги и наклеивание на картон

Знать аппликацию. Уметь составлять сюжетную аппликацию, вырезать детали по разметкам, составлять композицию, наклеивать детали на основу. Уметь вырезать ножницами прямые и волнистые линии, наклеивать спиралевидные линии на шаблон фигуры сосуда.

Составление сюжетных композиций

Композиция «Осенний листопад».

Разметка бумаги по шаблонам (листья)

Вырезывание листьев из бумаги по линиям разметки

Наклеивание листьев на основу

Композиция «Бабочка на цветке»

Разметка деталей по шаблонам

Вырезывание деталей из бумаги по линиям разметки

Наклеивание композиции

Составление геометрического орнамента

Прямые и волнистые линии. Разметка линий по спирали

Вырезывание ножницами

Нанесение фигуры сосуда на цветную бумагу по шаблону

Наклеивание спиралевидных линий на фигуру сосуда

Закладка. Разметка квадратов по шаблону на бумаге

Вырезывание квадратов по линиям разметки

Уметь вырезать квадратные фигуры и наклеивать на основу.

Наклеивание деталей на заготовку закладки

Оформление закладки

108 часов

IIчетверть

Вводное занятие

Техника безопасности. Правила поведения в трудовом классе

Знать технику безопасности.

Изготовление дидактического материала

Изготовление цифр от 1 до 10

Уметь выполнять разметку контрольных линий, вырезать детали ножницами.

Разметка картона по шаблонам (1,2,3,4,5)

Вырезывание цифр ножницами

Разметка картона по шаблонам (6,7,8,9,10)

Вырезывание цифр ножницами

Изготовление папки для цифр

Разметка контурных линий папки по шаблону

Уметь выполнять разметку папки по шаблону, складывать по линиям, оформлять работу.

Вырезывание по линиям разметки

Складывание папки по линиям разметки

Оформление всей папки

Арифметическое домино

Арифметическое домино

Уметь работать ножницами, выполнять разметку, склеивать прямоугольники.

Разметка прямоугольников на картоне по шаблону

Вырезывание прямоугольников по линиям разметки

Разметка на цветной бумаге по готовым деталям прямоугольников

Вырезывание прямоугольников из цветной бумаги по линиям разметки

Склеивание прямоугольников из цветной бумаги с картоном

Разметка цифр на цветной бумаге по шаблонам (1,2,3,4,5)

Уметь работать с шаблонами, вырезать цифры по линиям разметки, наклеивать детали на основу.

Вырезывание цифр по линиям разметки

Разметка цифр на цветной бумаге по шаблонам(6,7,8,9,10)

Вырезывание цифр по линиям разметки

Наклеивание готовых цифр на прямоугольники

Изготовление из картона плоских фигур ёлочных украшений

Разметка картона по шаблону ёлочных игрушек (овощи)

Уметь выполнять разметку по шаблону, вырезать по линиям разметки, раскрашивать и оформлять игрушки.

Вырезывание игрушек по линиям разметки

Раскрашивание овощей

Оформление ёлочных игрушек

Разметка картона по шаблону ёлочные игрушки (животные)

Вырезывание игрушек по линиям разметки

Раскрашивание животных

Оформление игрушек

Разметка картона по шаблону ёлочные игрушки (рыбки)

Вырезывание игрушек по линиям разметки

Раскрашивание рыбок

Оформление игрушек

Разметка картона по шаблону (птицы)

Вырезывание по линиям разметки

Раскрашивание птиц

Оформление игрушек

III четверть

Вводное занятие

Техника безопасности

Знать технику безопасности.

Выполнение объёмных изделий из картона

Изготовление простейших и клеевых коробок

Уметь выполнять объёмные изделия из картона, выполнять приёмы сгибания и склеивания изделия по линиям стыков.

Уметь выполнять практические работы, крой коробки. Знать правила оклеивания объёмных изделий бумагой.

Уметь выполнять заправку под плинтуса.

Разметка по шаблону и линейке развёртки коробки

Приёмы сгибания картона

Склеивание по линиям стыков

Правила оклеивания бумагой объёмных изделий

Сборная коробка, приёмы изготовления

Практическая работа

Ознакомление с образцами

Крой коробки для низа и крышки коробки.

Практическая работа

Разметка и торцовка

Практическая работа

Фальцовка сторон

Заправка под плинтуса

Практическая работа

Коробка открытая

Ознакомление с образцами

Уметь выполнять крой открытой коробки , нарезать и склеивать низ и крышку коробки с загибом.

Крой коробки для низа и крышки

Разметка и торцовка

Нарезывание бумаги для склейки низа и крышки коробки с загибом во внутрь и на дно

Нарезывание бумаги для верхушки и поддона

Наклейка верхушки и поддона

Коробка внахлобучку (четырёхугольная)

Ознакомление с образцами

Уметь изготавливать коробку внахлобучку, использовать знакомые приёмы в работе.

Крой коробки для низа и крышки

Разметка и торцовка

Нарезывание бумаги для склейки низа и крышки коробки с загибом во внутрь и на дно

Нарезывание бумаги для верхушки и поддона

Уметь работать с ножницами.

Наклейка верхушки и поддона

Изготовление прямоугольной коробки по заданному размеру

Изготовление прямоугольной коробки по заданному размеру

Уметь выполнять изготовление прямоугольной коробки.

Оклейка низа и крышки коробки бумагой с загибом во внутрь и на дно

Наклейка верхушки на крышку

Изготовление пакетов

Изготовление пакетов различной величины с разделением на отдельные операции и без разделения

Знать разновидности пакетов, соблюдать требования в работе. Уметь производить распределение работы.

Распределение работы на операционное выполнение работы

Соблюдение требований аккуратности в работе с клеем

Сравнение работы с разделением труда и без разделения труда при заготовке и монтаже деталей изделий

Изготовление библиотечных кармашков и пакетиков

Технология изготовления библиотечных кармашков

Знать технологию изготовления библиотечных кармашков и пакетиков для семян. Уметь применять полученные знания и умения в работе с бумагой.

Крой кармашков из бумаги

Складывание кармашков

Склеивание кармашков

Крой пакетиков

Практическая работа. Складывание пакетиков

Склеивание пакетиков

Уметь складывать и склеивать кармашки и пакетики. Знать технологию изготовления.

Технология изготовления пакетиков для семян

Практическая работа. Складывание пакетиков

Склеивание пакетиков

Оформление общешкольной выставки детских изделий, выполненных на уроках труда

120 часов

IV четверть

Вводное занятие

Организация рабочих мест. Техника безопасности

Знать технику безопасности.

Элементарные представления о профиле картонажника

Правила личной гигиены учащихся

Знать личную гигиену , правила поведения на рабочем месте.

Привитие навыков производительного труда

Работа в мастерской

Правила поведения на рабочем месте

Изготовление пакетов различной величины

Изготовление пакетов различной величины

Знать крой пакетов «лесенкой», уметь выполнять практические работы, применять полученные знания и умения в работе.

Крой пакетов «лесенкой» для намазывания клеем и роспуском

Практическая работа. Складывание пакетиков

Склеивание пакетиков

Счёт и сложение пакетов пачки

Изготовление простейших коробок

Изготовление простейших коробок (сборные и клеевые)

Уметь изготавливать простейшие коробки, выполнять крой и загиб, и складывание коробок.

Крой простейших коробок

Загиб кроя коробки по линиям разметки

Складывание короб.

Склеивание коробок

Уметь выполнять фальцовку, склеивание коробок с помощью клапанов, применять способ оклеивания бумагой, выполнять упаковку готовых коробок.

Сборная коробка. Ознакомление с образцами

Разметка по шаблону развёртки коробки

Фальцовка

Склеивание коробки с помощью клапанов

Склеивание коробки по стыкам

Оклеивание полосой бумаги (работа выполняется по образцу)

Упаковка готовых коробок (практический счёт)

Праздничная упаковка

Виды праздничных коробок — упаковок

Знать виды праздничных упаковок. Уметь изготавливать упаковки, складывать, склеивать, выполнять построение развёртки.

Упаковка — футляр для подарка

Изготовление упаковки. Разметка по шаблону

Складывание по линиям разметки

Склеивание упаковки — футляра только по боковой стороне

Упаковка — ёлочка

Построение развёртки

Вырезывание развёртки

Складывание по линиям разметки

Склеивание упаковки сверху и по боковым сторонам

Плетение коробки из полос картона, бумаги

Прямое плетение

Уметь выполнять разметку линий на картоне, выполнять крой полос, плетение низа и боковых сторон коробки, уметь оформлять готовое изделие.

Разметка линий на картоне.

Крой полос

Плетение донышка

Плетение стенок

Оформление

96 часов

Итого: 408 часов

Источник: botan.cc



Сохрани статью себе в соцсеть!




Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *