Урок по русскому языку для 6 класса 'Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах 'Орфография'

03.12.2016

Урок по русскому языку для 6 класса 'Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах 'Орфография'

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах «Орфография»

(Урок в 6 классе)

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Формы работы: индивидуальная, коллективная

Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации материала, изученного в разделе «. Орфография»

воспитание уважительного отношения к родному языку, нравственности,

коммуникативных умений и навыков. Воспитывать культуру речи, стимулировать интерес

к предмету.

Оборудование: на дом было задано заполнить таблицу «Правописание гласных и согласных в корнях, суффиксах, приставках и окончаниях» (графы таблицы даны), компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, презентация.

Ход урока

Здравствуйте. Рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, скажите, что вы рады сегодня сотрудничать друг с другом и что вы уверенны в том, что совместная работа принесет хороший результат.

На доске запись:

Язык наш слад..к, чист, и пыш..н, и б..гат;

Но скудно внос..м мы в него х..роший склад;

Так чтоб (не)знанием его нам (не)бе(с, сс)лавить,

Нам нужно весь свой склад хоть н..сколько п..править.

А.Сумароков

— Ребята, внимательно посмотрите на запись, помещённую на доске, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и распределите эти слова по графам таблицы, которую вы заполняли дома. На выполнение 2 минуты.

— Проверяем (эталон на слайде 1, 2). Молодцы!

— О чём это стихотворение?

— Какова же цель нашего урока? (Повторить и систематизировать изученное по теме «Орфография», чтобы быть внимательнее к нашему языку и «не бесславить его» (слайд 3)

-Какими знаниями вы воспользовались, чтобы выполнить задание? Какие разделы языка вам помогли? (Морфемика, орфография, словообразование, морфология (слайд 4)

— Что изучает морфология? (Изучает части речи) (слайд 5)

— Что такое морфемика? (Это учение о значимых частях слова, т. е. учение о строении и структуре слова)

— Что изучает словообразование? (Изучает словообразовательную роль морфем и способы образования слов)

— Что такое морфема? (Это значимая часть слова)

— Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа

— Что такое орфография? (Наука о правописании)

— Почему, говоря об орфографии, мы прибегаем и к другим разделам языка? (Потому что язык — это система, в которой все элементы связаны друг с другом)

— Я приготовила вам еще одну таблицу: «Изученные орфограммы в 6 классе» (слайд 6)

Наименование орфограммы

— Наша задача вспомнить изученные орфограммы и по ходу урока будем заполнять таблицу.

Посмотрим на доску.

Вес..ло учиться, (з, с)дать экзамен, лу..ше п..дготовит..ся, раз..яснить задачу, береч.. зд..ровье, орфографический справ..чник, бережно обр..щаться.

— Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

У доски работает ученик.

— Что вы делали для решения задачи? (к доске вызывается другой ученик)

1) Составление алгоритма:

-Теперь вы знаете, как избежать орфографических ошибок. А если всё-таки не удается сделать выбор в написании, что нам делать? (воспользоваться орфографическим словарем)

— Как работать со словарем? (слова расположены в алфавитном порядке).

— Итак, с какими орфограммами вы работали? Запишите их в таблицу.

— Составьте предложения с данными словами. (Примерные предложения: Можно весело учиться и здоровья не лишиться!

Я буду весело учиться, чтобы хорошо сдать экзамен, но при этом важно беречь здоровье.

Бережно обращаться с языком также важно, как и беречь здоровье).

2) Физкультминутка (слайд 7-15)

— Отдохнули? Продолжим.

3) Распределительный диктант.

— Выполним упр. 599 (Запишите слова в две колонки, выполняя словообразовательный разбор)

— С какой орфограммой мы работали? Запишем её в нашу таблицу.

4) Работа с текстом.

— Вставьте пропущенные буквы, орфограммы, с которыми пришлось поработать, запишите в таблицу. (Приложение 1)

Самая большая це(н,нн)ость народа — язык, на котором он пиш..т, говорит и думает. Это значит, что вся сознат..льная жизнь людей пр..ходит через родной для них язык. Все мысли человека формул..руются языком, а эмоции, ощущени.. окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык народа как п..казатель его культуры, а есть язык человека как показатель его лич(?)ных качеств. Язык человека — это его миров(з, зз)рение и пов..дение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека — пр..слушаться к тому, что и как он говорит.

Мы (о,а)бращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам — значит ошиба(т,ть)ся. А вот язык человека — гораздо более точный показатель его нравстве(н,нн)ых качеств, его культуры. Язык — самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью — ус..ной или пис..менной — надо сл..дить постоя(н,нн)о.

(По Д.С.Лихачёву)

Взаимопроверка (слайд 16)

— Определите, каким стилем написан текст. Докажите.

— К какому типу речи можно отнести данный отрывок? Докажите.

— Найдите в тексте слова, соответствующие схемам: 1) ∩; 2) ∩^□; 3) ¬∩ΛΛΛ

— Сделайте словообразовательный разбор слов окрашивают, походка, письменный.

5) — Поиграем (слайд 17-22)

( Коллега, иллюстрация, суббота, хоккей).

V. Рефлексия. Выставление оценок.

— Посмотрите на таблицу, которую мы заполняли (слайд 23)

Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? Повторили и систематизировали изученное по теме «Орфография», были внимательны к нашему языку и «не бесславили его»?

— Сегодня мы очень хорошо поработали. Соберём наши знания, составим синквейн (слайд 24).

VI. Задание на дом: (слайд 25).

— Домашнее задание позволит вам дополнит таблицу и свои знания.

1. Словообразовательный разбор слов дуб-великан, обрушивается, небывалый.

2. упр. 607.

3.упр. 606.

Список использованной литературы

Электронные источники

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вставьте пропущенные буквы, орфограммы, с которыми пришлось поработать, запишите в таблицу.

Самая большая це(н,нн)ость народа — язык, на котором он пиш..т, говорит и думает. Это значит, что вся сознат..льная жизнь людей пр..ходит через родной для них язык. Все мысли человека формул..руются языком, а эмоции, ощущени.. окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык народа как п..казатель его культуры, а есть язык человека как показатель его лич(?)ных качеств. Язык человека — это его миров(з, зз)рение и пов..дение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека — пр..слушаться к тому, что и как он говорит.

Мы (о,а)бращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам — значит ошиба(т,ть)ся. А вот язык человека — гораздо более точный показатель его нравстве(н,нн)ых качеств, его культуры. Язык — самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью — ус..ной или пис..менной — надо сл..дить постоя(н,нн)о.

(По Д.С.Лихачёву)

1. Определите, каким стилем написан текст. Докажите.

2. К какому типу речи можно отнести данный отрывок? Докажите.

3. Найдите в тексте слова, соответствующие схемам: 1) ∩; 2) ∩^□; 3) ¬∩ΛΛΛ

4. Сделайте словообразовательный разбор слов окрашивают, походка, письменный.

Источник: botan.cc

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *