Как перейти на упрощенку с общей системы налогообложения

Как перейти на упрощенку с общей системы налогообложения

Если организация, применяющая общую систему налогообложения, удовлетворяет всем критериям, которые предъявляются к будущим субъектам упрощенки, со следующего календарного года она может перейти на этот специальный налоговый режим.

Перед тем как перейти на упрощенку, в налоговую инспекцию, где зарегистрирована организация, подайте уведомление. Об этом сказано в пункте 1 статьи 346.13 НК РФ. Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.

Уведомить инспекцию нужно не позднее 31 декабря года, предшествующего году, с которого организация будет применять упрощенку. В уведомлении нужно указать:
– выбранный объект налогообложения;
– остаточную стоимость основных средств;
– размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего году начала применения упрощенки.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Организации, не уведомившие налоговую инспекцию о переходе на упрощенку в установленный срок, применять этот спецрежим не вправе (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Перед началом применения упрощенки необходимо сформировать налоговую базу переходного периода. Порядок ее определения зависит от того, как организация рассчитывала налог на прибыль:

Особые правила формирования налоговой базы переходного периода установлены только для организаций, которые определяли доходы и расходы методом начисления. Это следует из положений пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

В состав «переходных» доходов такие организации должны включить незакрытые авансы, полученные в периоде применения общей системы налогообложения. Это объясняется тем, что при методе начисления доходы нужно отражать на дату реализации товаров (работ, услуг). Дата оплаты на величину доходов не влияет (п. 3 ст. 271 НК РФ). При упрощенке действует кассовый метод. При нем доходы формируются по мере поступления оплаты независимо от даты реализации товаров (работ, услуг), в счет которой она получена. Такие правила предусмотрены пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Авансы, полученные в счет предстоящих поставок в периоде применения общей системы налогообложения (без НДС), включите в базу по единому налогу по состоянию на 1 января года, в котором организация начинает применять упрощенку (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).

В дальнейшем авансы, полученные до перехода на упрощенку, нужно учитывать при определении предельного объема выручки, которым ограничено применение спецрежима. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 и подпункта 1 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 1 декабря 2004 г. № 03-03-02-04/1/66 и от 11 октября 2004 г. № 03-03-02-04/1/23.

Предельный объем выручки, позволяющий применять упрощенку, составляет 60 000 000 руб. (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Пример учета авансов, полученных организацией до перехода на упрощенку с общей системы налогообложения

ЗАО «Альфа» занимается оптовой торговлей. В 2012 году организация применяла общую систему налогообложения, с 1 января 2013 года перешла на упрощенку. На дату перехода в учете «Альфы» отражены незакрытые авансы, полученные в счет предстоящих поставок, на общую сумму 7 000 000 руб. (без НДС).

За девять месяцев 2013 года на расчетный счет организации поступила выручка в размере 46 000 000 руб., в том числе:

  • в I квартале – 16 000 000 руб.;
  • во II квартале – 20 000 000 руб.;
  • в III квартале – 10 000 000 руб.

В 2013 году бухгалтер «Альфы» определяет предельный уровень доходов, позволяющий применять упрощенку, в соответствии с пунктом 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ. То есть ориентируется на показатель 60 000 000 руб.

С учетом авансов переходного периода по итогам девяти месяцев 2013 года доход «Альфы» составил 53 000 000 руб. (7 000 000 руб. + 16 000 000 руб. + 20 000 000 руб. + 10 000 000 руб.).

Таким образом, организация не превысила установленное ограничение и не потеряла право на применение упрощенки.

В состав «переходных» расходов организации, применявшие метод начисления, должны включить:

Авансы, выданные в период применения общей системы налогообложения в счет предстоящих поставок (без НДС), включайте в базу по единому налогу на дату поступления товаров (работ, услуг). При этом учитывайте ограничения, связанные со списанием покупных товаров и основных средств. Оплаченные, но не признанные расходы включайте в состав затрат по мере выполнения условий, при которых они уменьшают налоговую базу по единому налогу. Такие правила предусмотрены подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Кредиторская задолженность по расходам, которые были учтены при расчете налога на прибыль, налоговую базу по единому налогу не уменьшает. Суммы, выплаченные в погашение этой задолженности после перехода на упрощенку, повторно включать в расходы нельзя. Например, если до перехода на упрощенку неоплаченные товары были реализованы, то учитывать их стоимость при расчете единого налога после оплаты не нужно. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Для организаций, которые применяли кассовый метод, специального порядка формирования доходов и расходов при переходе на упрощенку не разработано. Это обусловлено тем, что такие организации и раньше признавали свои доходы и расходы по мере оплаты (п. 2, 3 ст. 273 НК РФ). Поэтому для них при переходе на упрощенку принципиально ничего не изменится.

Единственное, на что следует обратить внимание, – это порядок определения остаточной стоимости амортизируемого имущества, приобретенного до перехода на спецрежим. Если такое имущество организация оплатила и ввела в эксплуатацию до перехода на упрощенку, то его остаточную стоимость определите так. Из цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) вычтите сумму амортизации, начисленную за период применения общей системы налогообложения. При этом используйте данные налогового учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ). Если до перехода на упрощенку основные средства или нематериальные активы были приобретены (сооружены, изготовлены, созданы), но не оплачены, то их остаточную стоимость отразите в учете позднее: начиная с отчетного периода, в котором произошла оплата. По общему правилу остаточную стоимость нужно определять как разницу между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммой амортизации, начисленной за период применения общей системы налогообложения. Однако у организаций, которые рассчитывали налог на прибыль кассовым методом, остаточная стоимость такого имущества будет равна первоначальной. Объясняется это тем, что при кассовом методе амортизируется только полностью оплаченное имущество. Это следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Подробнее о списании расходов по амортизируемому имуществу, принятому на баланс до перехода на упрощенку, см. Как списать расходы, если основное средство (нематериальный актив) было приобретено (создано) до перехода на упрощенку.

При переходе на упрощенку с общей системы налогообложения организация обязана восстанавливать суммы «входного» НДС, принятого к вычету (п. 3 ст. 170 НК РФ). НДС нужно восстановить по всем приобретенным активам, которые до перехода на спецрежим не были использованы в операциях, облагаемых этим налогом. «Входной» налог по непроданным товарам, неиспользованным материалам, недоамортизированным основным средствам и нематериальным активам, числящимся на балансе на 1-е число месяца, в котором организация перешла на упрощенку, восстановите в последнем налоговом периоде, предшествующем переходу (абз. 5 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

По непроданным товарам и неиспользованным материалам НДС восстановите в полной сумме. По основным средствам и нематериальным активам – в сумме, пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости. Об этом сказано в абзаце 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Особый порядок восстановления НДС по объектам недвижимости, предусмотренный абзацем 5 пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ, распространяется только на плательщиков НДС. Поэтому после перехода на упрощенку руководствоваться этим порядком нельзя (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 13 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/21229.

Подробнее об этом см. Как восстановить «входной» НДС, ранее принятый к вычету.

При расчете налога на прибыль сумму восстановленного НДС включите в состав прочих расходов. Такой порядок следует из положений абзаца 3 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 и подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 1 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/205, от 27 января 2010 г. № 03-07-14/03.

С авансов, полученных в период применения общей системы налогообложения в счет оплаты товаров (работ, услуг), которые будут реализованы после перехода на упрощенку:

Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/266 и ФНС России от 10 февраля 2010 г. № 3-1-11/92.

Ситуация: имеет ли организация право на вычет входного НДС по экспортной операции. Товар был отгружен, когда организация применяла ОСНО, а документы, подтверждающие экспорт, были собраны после перехода на упрощенку

Правом на применение нулевой ставки НДС и на вычет входного налога при экспортных операциях обладают только плательщики НДС (п. 1 ст. 171 НК РФ). К тому же только на них статьей 165 Налогового кодекса РФ возложена обязанность представлять в налоговые инспекции документы, подтверждающие это право.

Организации на упрощенке не признаются плательщиками НДС при экспорте (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, если организация собрала необходимые документы после перехода с общей системы налогообложения на упрощенку, то воспользоваться налоговым вычетом она не вправе. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-07-11/118 и ФНС России от 11 октября 2006 г. № ШТ-6-03/996, от 18 августа 2006 г. № 03-2-03/1581. Несмотря на то что эти письма адресованы плательщикам ЕСХН, ими могут руководствоваться и плательщики единого налога при упрощенке (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям возместить НДС по экспорту, который был подтвержден после перехода на упрощенку. Они заключаются в следующем.

Если необходимые документы были собраны в последнем квартале перед переходом на упрощенку, организация имеет право на возмещение НДС. Несмотря на то что декларация по НДС за этот квартал будет подана после перехода на спецрежим. Сумма НДС, возмещенная налоговой инспекцией, при расчете единого налога в состав доходов не включается. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-08/233.

По материалам БСС «Система Главбух»



Сохрани статью себе в соцсеть!




Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *