Образ Ленина в кино — Лениниана СССР и России

17.12.2016

Образ Ленина в кино - Лениниана СССР и России

Образ Ленина в кино (советском, а затем и российском) представлен в целом историческом цикле художественных фильмов Ленинианы, хотя с первых лет революции 1917 года все ленты о вожде были поначалу только документальными.

В этом отношении советская Кинолениниана проходила в своем развитии такой же путь, что и все историко-революционное киностраны. Отчасти это было связано:

Но преимущественное объяснение здесь – это глобальность самой ленинской темы как практически «иконической» для наследников Великого Октября, так и отсутствие опыта и принципов исследования личности посредством языка кино.

Ленинская тема в первых советских фильмах

Впервые образ Ленина был запечатлен, как мы указали, в кадрах советской хроники. В архивах присутствуют ряд прижизненных съемок Владимира Ильича, среди которых известны:

Вождя тогда снимали как советские, так и зарубежные операторы для своих журналов и киновыпусков.

В этих документальных лентах можно отметить первые попытки мастеров кадра вычленить главное в изображении этой личности, а также создать единый и обобщенный образ Ленина как вождя. Делалось это, в основном, посредством:

Иными словами, даже в хронике первые ленты из Ленинианы строились по законам жанра кино и с использованием его средств выразительности, и со своими конкретными задачами.

К слову, именно первые хроникальные съемки вождя явились бесценным материалом для поисков художников уже зрелого советского кинематографа, которые легли в основу ряда документальных фильмов о Владимире Ильиче разных лет:

А также научно-популярных лент:

Первый художественный образ Ленина в кино

Документальная ленинская хроника привлекалась также и в качестве материала для создания первых игровых фильмов этой тематики.

Так, уже в 1919 году во время выступления вождя с грузовика режиссер В.Гардин снимает постановочную сцену своей агитленты «Девяносто шесть».

А детское кино1925 года «Как Петюнька ездил к Ильичу» постановщик завершает реальными кадрами похорон вождя.

Можно увидеть, что первые попытки освоение ленинской тематики в игровом кино выражались поначалу в прямом использовании хроникальных сцен с его участием и не более.

Так, документальные эпизоды, например, похорон Владимира Ильича были еще задействованы в ленте «Его призыв» (Протазанов).

«Октябрь» Эйзенштейна явил первую попытку создания образа вождя в художественной сцене – встреча Ленина на Финляндском вокзале решена была уже игровыми средствами. Фигура вождя возникала на броневике, окруженным тысячной массовкой, в лучах прожекторов. Кстати, эта сцена была отчасти решена в стиле плаката и запомнилась многим как достоверный документ истории.

Эйзенштейн создал, таким образом, художественное кинополотно, где образ Ленина:

Но уже в 30-е гг. тематика и поэтика Ленинианы претерпевает содержательные, стилевые и выразительные изменения. Изображение вождя перемещается из плоскости элемента эпики в плоскость отображения индивидуальности.

К этому времени кинохудожникам удалось явить миру ярких и выразительных человеческих личностей в кино – Максима, Щорса, Чапаева, Полежаева. Они, в свою очередь, стали подготовкой в создании уже полностью игрового образа Ленина.

Так, в 1937 и 1938 года соответственно — на экранах появляется Б.Щукин в двух первых лентах о вожде в его образе:

Эти фильмы стали возможными, в том числе, из-за уже наработанного опыта изображения индивидуального характера на экране в революционных лентах тех лет.

Главными чертами «экранного Ильича» того периода стали:

В 30-40-х гг. киномастера СССР обращаются к ленинской теме также как к кульминационным точкам в историях о своих героях:

Лениниана в советском кинематографе

Послевоенный советский кинематограф обращается к образу Ленина уже с другими посылами, а именно – начинается так называемая «аналитическая» часть Ленинианы.

Кинохудожники пытаются исследовать сам образ этого человека в корреляции с его мыслью, с движением ленинской идеи, которая нашла такое отражение в истории страны.

Ленина в этих советских фильмах воплощали:

Ленин в российском кино

Судьба ленинской темы подверглась еще одному кардинальному изменению уже в новом российском кинематографе. Можно сказать, что образ вождя здесь постепенно перестает быть «каноничным», однако не «сдвигается» полностью со своих исторических позиций. Потребность понимания как личности вождя, так и сделанного им в стране в революцию 1917 года остается насущной, но требует коренных переоценок в целом, а не только в их кинематографическом выражении.

И что интересно – российское кино идет в своей «Лениниане» точно таким же путем, как и первое советское. По документальным лентам. С той лишь разницей, что:

Так, появлялись на экране новые документальные исследования образа вождя:

В 90-е представление этой темы в кино было даже комедийным, так Сухоруков появляется в необычном кинорешении Ильича в фильмах:

Из значительных художественных явлений за эти российский кинематограф имеет фильм Сокурова «Телец» (2001), который посвящается последним дням жизни вождя. Образ Ленина в нем – это абсолютно новая трактовка как индивидуальности Ильича, так и его исторического значения. Повторимся, новое кино из ленинской темы может появиться лишь с возникновением ее нового понимания.

В год столетия Октябрьской революции «активация» киноленинианы – закономерна. Так, на экранах появится Е.Миронов с новым кинообразом вождя в фильме «Демон революции».

Следом выходит и еще одна документальная драма «Ленин» с британским исполнителем роли Ильича и ряд проектов телевидения.

Осталось дождаться, каким в них и с какой задачей переосмысления получится образ Ленина и представление всей сделанной им революции 1917-го.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: velikayakultura.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *