Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит охране?

21.08.2017

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит охране?

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются для обеспечения сохранности объектов. В пределах этих участков действует специальный режим ведения хозяйственной деятельности. Рассмотрим далее, каким требованиям должна соответствовать санитарно-охранная зона тепловой сети.

Правовая основа

В настоящее время действует ряд документов, в соответствии с которыми создаются и используются охранные зоны тепловых сетей. Приказ Госстроя №92 от 21 апреля 2000 г. считается одним из ключевых актов. В соответствии с ним утверждены организационно-методические рекомендации по использованию систем коммунального теплоснабжения в населенных пунктах РФ. По п. 33 данного документа в ходе эксплуатации указанных объектов должна обеспечиваться их защита. Она включает в себя комплекс организационно-технических мер, ориентированных на ограничение деятельности в пределах установленной территории. Для защиты объекта должна устанавливаться охранная зона тепловых сетей.

СНиП

Последняя редакция принята 24.06.2003 г., однако не была зарегистрирована Минюстом. В связи с этим суды считают новые правила недействительными. При рассмотрении споров используются СНиП 2.04.07-86. В правилах предусмотрен перечень действий, запрещенных в пределах участков с особым режимом использования. Поскольку защита объектов выступает как основная цель, для которой создаются охранные зоны тепловых сетей, СНиП запрещают:

Дополнительные запреты

Охранная зона тепловых сетей находится в ведении предприятия, осуществляющего обслуживание объекта. В связи с этим в пределах данного участка не допускается без письменного согласия данных организаций производить:

Условия получения разрешения и осуществления указанных мероприятий предусматриваются в п. 7-8 Типовых правил. Согласование должно производиться не менее чем за три дня до начала работ.

Типовые правила

В соответствии с ними на каждом объекте создается соответствующая охранная зона тепловой сети. Нормы являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, вне зависимости от их организационно-правового типа. На основании Типовых правил могут разрабатываться предписания местными органами власти с учетом конкретных условий. При этом требования не должны быть ниже, чем установленные в базовых документах. Правила распространяются на все организации, осуществляющие реконструкцию, строительство, техническое переоснащение и эксплуатацию теплосетей. Требования также обязательны для соблюдения предприятиями, которые используют дороги, железнодорожные и трамвайные пути, зеленые насаждения, переезды или ведут их переустройство вблизи защищаемых объектов.

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит защите?

Участки прокладываются вдоль магистралей. На местности они представляют собой земельные наделы, ширина которых определяется по углу естественного откоса грунта. При этом она не может быть меньше 3 м в каждую сторону либо от наружной части изолированного теплопровода. Последнее актуально при бесканальной прокладке. Минимальное расстояние, на которое охранная зона тепловых сетей должна быть удалена от сооружений, зданий, линейных объектов, определяется с учетом различных факторов. В первую очередь во внимание принимается тип прокладки и климатические условия местности. Рассчитанные расстояния обязательны для соблюдения при проектировании, непосредственном строительстве, а также ремонте объектов.

Требования

Предприятия, которые получили письменное согласие на ведение работ в пределах защитных территорий, обязаны осуществлять их с выполнением условий, обеспечивающих сохранность объектов. В первую очередь перед началом мероприятий проводится инструктаж. Его осуществляет владелец объекта. Он знакомит исполнителей с расположением подземных конструкций, порядком проведения работ. Об этом делается соответствующая отметка в журнале или составляется акт. Инструктаж рабочих, бригадиров, мотористов, крановщиков, мастеров и прочего персонала входит в обязанности исполнителя. В п. 17 Типовых правил указывается, что охранная зона тепловых сетей должна быть свободна для доступа специалистов предприятий, в чьем ведении они находятся. Это требование, в частности, касается объектов, находящихся на территории других организаций. Охранная зона тепловых сетей используется для ремонта и обслуживания конструкций, установок, сооружений. Предприятия, в ведении которых находятся об
ъекты, вправе запретить осуществление работ, нарушающих предусмотренные требования.

Специфика правил создания защитных участков

В соответствии с 89-й статьей ЗК (п. 2) правила, по которым на местности формируется охранная зона надземных тепловых сетей, определяются правительством. Порядок создания участков, в частности, утвержден постановлением №160 от 24 февраля 2009 г. Что касается земель промышленного и прочего специального назначения, то правила формирования охранных зон теплосетей определяются:

Регистрация

Охранная зона коммунальных тепловых сетей формируется предприятием, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию соответствующего объекта. Организация должна обратиться в федеральный исполнительный орган, ведущий технадзор и контроль в сфере электроэнергетики. В данную структуру подается заявление о согласовании границ, в пределах которых будет создаваться охранная зона коммунальных тепловых сетей. Заявление рассматривается в пятнадцатидневный срок с даты поступления в инстанцию. После того как границы будут согласованы, обслуживающее предприятие обращается в орган по кадастровому учету. В эту структуру подается заявление о внесении информации о границах зоны в госреестр.

Спорные моменты

Структуры, которые уполномочены принимать решения об установлении охранных зон, могут определяться правительственными постановлениями, актами региональных/местных исполнительных органов. В действующих правилах не предусмотрен четкий порядок создания защитных участков. В частности, не определена необходимость принятия особого акта госорганом или местной структурой. При этом размеры, которым должна соответствовать охранная зона трубопровода тепловых сетей, предусмотрены правилами. Они формализуются в зависимости от разных параметров (диаметра, типа прокладки и так далее).

Между тем нельзя не отметить, что СНиП определяют только минимальные расстояния от объектов до сооружений. При этом непосредственно сами размеры защитных участков не регламентированы. В связи с этим на практике вероятны сложности с обоснованием границ и площади охранной зоны, относящейся к конкретной теплосети. Следует отметить еще один существенный пробел. Ни в правилах по технической эксплуатации теплоэнергоустановок, ни в СНиПах нет такого понятия, как «охранная зона теплосети». Соответственно, отсутствие необходимой регламентации правил создания и размеров защитных участков может вызвать споры относительно непосредственно самого факта их существования.

Госкадастр

Сведения об охранных зонах вносятся в него на основании ст. 1, п. 2 ФЗ №221. Госкадастр представляет собой государственный (федеральный) информационный ресурс. Состав сведений о зонах, в пределах которых действует специальный правовой режим, которые в него включаются, определяется 10-й статьей указанного Закона. К этим данным, в числе прочего, относят описание расположения границ защитных участков, название органов муниципальной/госвласти, которыми было принято решение о создании таких зон, их изменении, реквизиты документов и источники их официального опубликования.

В составе сведений также присутствует информация о содержании ограничений эксплуатации объектов, находящихся в пределах указанных территорий. В 15-й статье ФЗ №221 предусматривается обязанность муниципальной/госвласти в течение 10 дней (рабочих) с даты вступления решения, принятого в рамках компетенции соответствующей структуры и устанавливающего/изменяющего/отменяющего охранную зону, предоставить в орган учета документ с данными, необходимыми для внесения в госкадастр. Следует принять во внимание, что в некоторых случаях, согласно действующим правилам обеспечения защиты объектов, необходимость утверждения специального акта не предусмотрена. В таких ситуациях основанием для включения сведений в информационную базу может выступать непосредственно правовой документ, определяющий общий порядок установления зон конкретного типа, а также описывающий расположение соответствующего защитного участка.

ФЗ «О землеустройстве»

При рассмотрении правовых вопросов, касающихся установления охранных зон, необходимо обратиться к положениям ФЗ №78. Согласно ст. 1 указанного Закона защитные участки выступают в качестве объектов землеустройства. Для определения расположения границ необходимо провести предусмотренные правовыми актами процедуры. В результате выполненных мероприятий, в соответствии с 20-й статьей ФЗ №78, составляется план (карта) объекта. Требования к его подготовке, а также форма утверждены правительственным постановлением №621.

Важный момент

В соответствии с Письмом № 22066-ИМ/Д23 документация, которая необходима для включения информации об охранной зоне в госкадастр, может предоставляться заинтересованным лицом. Им вправе выступать правообладатель объекта, в отношении которого создается защитная зона. Полномочия этого лица для обращения в орган учета могут основываться на доверенности. Документ должен быть офо
рмлен в установленном порядке структурой, вынесшей решение о создании охранной зоны. Учитывая, что правила не предусматривают необходимость оформления специального акта органом местной/госвласти, необходимые сведения в гокадастр могут вноситься правообладателем объекта по его заявлению с приложением к нему плана (карты), описывающего расположение границ. Между тем данное положение не исключает отказ учетной инстанции во включении информации в реестр по причине законодательной регламентации такой возможности.

Заключение

Правовой режим, установленный для охранных зон теплосетей, обладает рядом особенностей. В первую очередь он регламентируется ведомственными актами. В действующих правилах при этом не определен порядок создания зон, не предусмотрена необходимость оформления специального акта органом муниципальной/госвласти об их установлении. Не регламентируется и момент, с которого защитный участок будет считаться существующим. Размеры зон определяются нормативно посредством удаления объектов от сооружений на предусмотренное (минимальное) расстояние. Площади формализуются в зависимости от диаметра, типа прокладки и прочих параметров. Как показывает практика, внесение информации о защитных участках является достаточно трудной задачей. Однако при отсутствии необходимых сведений в реестре существует риск признания правомерными действия субъектов, осуществляющих застройку в их границах. Если права владельцев теплосетей нарушаются застройкой участков, расположенных в охранных зонах, субъекты могут обратиться в суд или в управление Государственной службы по технологическому, экологическому, атомному надзору с жалобой.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *