Туш кийиз – прекрасный образец народного искусства кыргызов

08.01.2018

Туш кийиз – прекрасный образец народного искусства кыргызов

В наши дни с повышенным интересом люди обращаются к истории национальной культуры, к богатейшей сокровищнице народных традиций, воплощенных в изделиях мастеров прошлого, которые становятся неотъемлемой частью туристической индустрии. Это справедливо и в отношении кыргызского декоративно-прикладного творчества, среди которых не последнее место занимает и «туш кийиз» — настенный ковер, входящий в убранство национальной юрты.

Такой интерес к объектам народного искусства обусловлен стремлением к сохранению и возрождению одного из значительных элементов национальной культуры, стоящем на одном уровне с историей и языком. Тесная связь с жизнью людей, с их бытом определяла художественные особенности предметов народного искусства, помогала созданию вещей совершенных по своим утилитарным функциям и одушевленных человеческим отношением мастера к предмету.

Что такое туш кийиз?

Туш кийиз является прекрасным образцом художественной вышивки. Туш кийиз — вышитое панно из сукна, сатина, атласа, шелка или другой ткани, обрамленный сверху и с боков декорированной каймой — широкой полосой черного бархата, вельвета, украшенной вышивкой. К нижнему краю верхней каймы пришивается от одного до трех ложных клапанов треугольной формы, к которым иногда, для большой нарядности, пришивают плетеное из цветных ниток кружево с бахромой – «байлама чачы».

Происхождение туш кийиза уходит в далекое прошлое. Изначально его вешали на стену юрты с целью утепления. Первые изделия, вероятно, изготавливались из войлока, что явствует из самого названия: туш – «внешний», «напротив», кийиз – «войлок». А потом стали делать настенные ковры из кожи, украшая ее вышивкой.

Известны также ранние туш кийизы из домотканины, техника изготовления которой похожа на т.н. «терме таар». И лишь на последнем этапе своей эволюции туш кийизы приобрели привычный для современных людей облик — их основу составляют ткани, что значительно облегчает процесс вышивания.

Важно отметить, что ранние туш кийизы вышивались с четырех сторон. Нижняя часть утопала под толстыми напольными кошмами и видно было только три ее части. Со временем нижнюю часть перестали вышивать, что придало изделию большую аккуратность и четкость.

Техника вышивания, применяемая в оформлении туш кийизов, разнообразна. Мастерицы часто пользуются различными швами – «ильме дос», «ильме сайма», «туура сайма» — эти швы называются петельными (ильме — петля) и выполняются иглой; на отдельных территориях Кыргызстана такой шов называют «ильме шибеге» и выполняют специальным крючком – «шибеге». Петельный шов используется по-разному, в связи с чем фактура вышитой поверхности приобретает различный характер.

Также распространенным считается тамбурный шов. В последнее время многое вышивается болгарским крестом. Хотя по технике он не труден, но его применение характерно только для геометрического узора.

Смысловая нагрузка туш кийиз

Туш кийизы отражали мировоззрение человека. Исконно кыргызы придавали очень большое значение символичности формы изображений. Ведь туш кийиз — это четырехугольник, что означает «земля», «четыре стороны света». В середине расположены тумары, или тумарча, треугольные по форме, выступающие символом вечности и являвшиеся оберегом от «дурного глаза». Они должны были «охранять» от злых сил.

Туш кийиз обязательно входил в состав приданного невесты; обычно его вешали на решетчатую стенку юрты (боз уй) направо от тора — почетного места в кыргызской юрте. Эта часть юрты, отделенная свадебной занавеской «кошого», предназначалась для молодоженов.

В течение многих столетий кыргызские вышивальщицы выработали свои эстетические каноны — орнаментальную систему и принципы цветового решения, которые придают туш кийизу ярко выраженное национальное своеобразие. Культура цвета и художественные принципы его согласованности с туш кийизом стремятся к сочному, звучному колориту, основанному на ритмичном чередовании локальных цветов. В расцветке узоров большинства туш кийизов преобладают оттенки от темно-красного до теплого бордово-красного цвета. И, конечно же, каждый цвет имел свою семантику, что-то означал: синий — небо, зеленый — трава и т.д.

В современном жилище кыргызов туш кийизы так же распространены. Но чаще они выполнены в технике курак, ведь вышивка туш кийиз очень трудоемкий процесс.

Особенности вышивки туш кийиз

В вышивках туш кийизов существует несколько способов построения орнамента его широкой полосы. Иногда узор состоит из ряда повторяющихся одинаковых мотивов с ритмичным чередованием деталей рисунка и цвета. В других случаях он представляет собой повторение двух разных мотивов, причем чаще всего это круглая розетка и вытянутый столбик с симметричными завитками снизу и сверху. Важно отметить, что одна и та же композиционная схема не ведет к однообразию узора.

Орнамент — это своеобразное отражение мышления кыргызского народа, поэтическое восприятие природы, выражение его темперамента и душевного богатства. Орнамент туш кийизов отличается крупными размерами, простотой, лаконичностью, строгостью форм, монументальностью, декоративностью цветовых сочетаний.

Известно, что орнамент выполняет не только декоративную роль. С глубокой древности в его элементы вкладывался различный смысл: космогонический, тотемический, обереговый.

Среди элементов кыргызского орнамента наиболее характерными и часто встречающимися являются изображения рогов и головы барана. Это древнейшая тема искусства кочевников. Такие изображения известны еще в скифском искусстве, где баран выступает как покровитель рода. И до настоящего времени изображение кочкор муйуз (буквально «рога барана») является символом богатства и многочисленности стад.

Столь же древним элементом узора является ийрек (вихревая розетка) — символ солнца, животворящих сил природы. Как и изображение круга, этот мотив восходит, по-видимому, к древнейшим обрядам поклонения солнцу.

Не менее древними являются и такие простейшие геометрические мотивы, как ромб, квадрат, крест. Вытянутый ромб, к примеру, в представлениях кыргызов символизировал Умай-эне — покровительницу домашнего очага и детей.

Довольно распространены и стилизованные растительные орнаменты, всевозможные розетки, пальметты, стилизованные изображения «древа жизни». Из орнаментальных мотивов, имеющих зооморфное происхождение, назовем «карга тырмак» (когти вороны), который напоминает отпечаток трехпалой лапы. Он размещается в центре или по сторонам розетки; часто его дополняют другие орнаменты. Другой зооморфный мотив – «куш канат» передает расправленные крылья птицы. Его можно встретить в более крупных узорах круглых розеток. Следующий мотив – «коокор» (стилизованное изображение специального сосуда для кумыса) заполняет, как правило, круглую розетку и образуют в ней крестовидную фигуру.

Туш кийизы, специально вышитые для молодоженов, декорируются только растительными орнаментальными мотивами: нераскрывшийся бутон, листья, цветок. В такой узор вкладывается пожелание молодоженам жить счастливо и расцветать вместе с детьми.

Практически во всех туш кийизах встречается орнаментальный мотив «кыял» (мечта), популярный во всей кыргызской орнаментике. У него очень много вариаций — начиная с простых прямых отростков и заканчивая сложными извилинами и завитками, дополняющими другой орнаментальный мотив.

К сожалению, необходимо отметить, что традиции изготовления туш кийизов, как и многих других традиционных изделий кыргызов, постепенно отмирают. Промышленное или даже кустарно-ремесленное их изготовление, ориентированное на сбыт и запросы рынка, убивает суть изделия, его душу. Первоначально сохраняя внешнюю схожесть, орнаментация теряет свой смысл, ее язык утрачивается. А следом за отмиранием смысловой сути изделия приходят и внешние трансформации. И не случайно, как уже сказано выше, сейчас чаще встречаешь туш кийизы в технике курак, чем вышитые. Настоящие же туш кийизы, сохраняющие традиционные технику, форму, орнаментику и колорит, можно увидеть только в отдаленных селах, где еще сохранились мастера народного творчества, а также в музеях.

Понравилась статья? Лайкни и поделись с друзьями…

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *