КАК И ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ ВО ДВОРЕ?

11.06.2017

КАК И ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ ВО ДВОРЕ?

Британский педиатр Дональд Винникот еще в 1950-х годах сформулировал основы «поддерживающей среды» для детей, которая дает им возможность для физического, социального и духовного роста, помогает найти и занять свое место в обществе и стать независимой самодостаточной личностью. В основе всего лежит важный принцип — свободная игра ребенка во дворе дома.

Увы, подавляющее большинство современных родителей, мягко говоря, эту теорию не разделяют и совсем не доверяют территории вокруг своего жилья. Для взрослых детство — это больше не приключение с разбитыми коленками в зеленке, богатой фантазией и верой в чудо, как это было столетиями. Детство — это стресс и нервы пары и мамы и риск для детей. Рост автомобильной промышленности, снижение количества общественных пространств и улучшение качества досуга в таких местах, как, например, закрытые торговые центры — только подпитывают общественные стереотипы и развивают в родителях чрезмерную осторожность. В итоге, процент детей, которые могут свободно гулять за пределами дома без надзора взрослых — снижается с каждым годом. Простой тест. Вспомните, когда вы последний раз видели 10-летнего ребенка одного или в компании сверстников на улице? Кажется, что в школу дети телепортируются, не правда ли? Старшие уверены, двор — это место, которое не приносит никакой пользы, а, наоборот, лишь портит ребенка. К тому же, чем меньше времени он проводит на улице без присмотра, тем больше его остается на полезные вещи: чтение, учебу, помощь по дому или… Интернет. Разве не так?

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ИГРА?

Игра — это вовсе не праздное и шумное развлечение, а процесс настоящей эволюции личности. Это моделирование бытовых, житейских и даже рабочих ситуаций, максимально приближенных к настоящим, но без ограничений и ответственности за принятие решений. Как не крути — это самая эффектная и эффективная тренировка к взрослой жизни! Ребенок во дворе, по сути, должен сам пройти тот же путь, который прошло человечество от первобытного строя до современности. Ведь детки во дворе не просто играют — они ранжируются, уверенно занимают определенное место в коллективе.

Так что же такое free play или «свободная игра»? Самое понятное определение этому явлению дал исследователь игр Боб Хейс. «Игра — поведение, которое выбирается самостоятельно, направлено на самих игроков, четко мотивировано и реализуется не ради награды или обретения определенного статуса». Иными словами дети сами решают, когда, где и во что им играть, сами устанавливают правила и распределяют роли.

Другой яркий пример: все дети обожают захватывающие игры. Они визжат от восторга, когда взлетают ввысь на качелях или в сотый раз мчаться по кругу на карусели. Постепенно наращивают темпы и скорости. Так заложено в нас природой — дети дозированно получают тот уровень страха, который способны выдержать, учатся управлять им и не допускать, чтобы он их «обезоружил». Ребенок во дворе понимает — страх естественен для любого человека, его можно контролировать, управлять и преодолевать собственными усилиями, с ним можно воевать как с большим соперником и ни за что не поддаваться.

В числе других преимуществ «общения» ребенка с городом — взаимодействие с природой, более закаленный (читай — здоровый) организм, эффективная профилактика детского ожирения (ряд исследований показывают, что избыточный вес нередко связан с недостатком самостоятельных игр и общения со сверстниками), доверие к окружающей среде, да и банальная координация в пространстве!

ГОРОД-ДРУГ

Ответом на родительские страхи в США в начале 1990-х стало движение «Дети без привязи». Его адепты в качестве эксперимента просили собственных 8-9-10-летних детей добраться из противоположного конца Нью-Йорка домой. Или другой американский эксперимент — но уже от урбанистов — «айскрим-тест». Его суть: школьник младшего возраста должен один отправиться в магазин за мороженым на палочке и вернуться домой до того, как оно растаяет. Если испытание прошло успешно и мороженое не потекло — это значит, что городская среда в его районе предрасположена к детям и, похоже, хорошо спланирована.

Важность свободного игрового процесса в жизни ребенка уже поняли в Финляндии, Сингапуре и Японии, где вплоть до второго класса школы большую часть времени дети проводят играя. Любопытно, что в возрасте 15 лет, именно выходцы из этих стран входят в первую восьмерку призеров на международных олимпиадах и экзаменах.

Или взять хотя бы Великобританию, где в реестре профессий значится — playworker. В его обязанности входит работа с детьми на детских площадках. Он не должен одергивать, окрикивать малышню или руководить ей, как это делают аниматоры, а наоборот — следить за тем, чтобы детям никто не мешал играть так, как им это вздумается.

«Изгнать» всепоглощающий страх из сознания родителей решили и в Нидерландах. Во многих крупных голландских городах организованы социальные программы с призывом отпустить детей одних в школу! Для этого в стране разработали особые маршруты — удобные, безопасные, интересные пешеходные дороги с играми для детей. По пути из школы ребенок может попрыгать, пошуметь или просто побаловаться со сверстниками и при этом быть уверенным, что он не сбился с пути.

В Германии в некоторых крупных городах есть так называемые «домашние улицы»: на выходные перекрытые дороги, превращаются в любимое место для общения детей.

Миссию по обустройству придомовых территорий в России взяли на себя частные девелоперы. Строительные компании знают, что грамотно разработанная городская среда для детей — это высокий показатель уважения к клиентам. Удобные и безопасные площадки для свободной детской игры в купе с развивающими занятиями в шаговой доступности от подъезда в разы повышают привлекательность недвижимости. Дебютное начинание для нашей страны — концепции районов-миниполисов от компании «City –XXI век», в котором жилые комплексы объединены не только общей архитектурной концепцией, но и философией. Создатели проекта пошли еще дальше голландцев и немцев — семьям с детьми во флагманском районе Строгино предлагают «вырастить» самостоятельную и креативную личность прямо у себя во дворе. «Стимуляторы», созданные под одной строительной эгидой: «умная» детская площадка, дворец спорта, секции, кружки и образование замкнутого цикла — от детского сада до университета. Местные жители отмечают чрезвычайное удобство района именно для детей — кажется, что они в этой части города, и правда, самые «главные».

Заслуживает внимание и крупнейший в России развивающий проект – детский город мастеров «Мастерславль». По сути дела, это – модель идеального современного общества внутри воссозданного типичного российского городского пространства, полностью отданного детям. В процессе игры дети выбирают понравившиеся им профессии, получают зарплату и тратят её на дальнейшее обучение, платят налоги, участвуют в благотворительности, занимаются художественным творчеством, играют в дворовые игры, проводят спортивные соревнования. Авторы проекта не стали просто копировать существующие западные аналоги, а разработали собственную технологию плавной адаптации детей к взрослой жизни в процессе игры, в обстановке доброжелательности и безопасности, и при соблюдении их полной свободы выбора.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *