Конспект урока на тему «Фауст» — вершина философской литературы. Идейный смысл произведения» (9 класс)

19.05.2017

Конспект урока на тему «Фауст» - вершина философской литературы. Идейный смысл произведения» (9 класс)

Конспект урока Алтуховой А. М.

«Фауст» — вершина философской литературы. Идейный смысл произведения»

Цели: 1. Определить идею произведения И. В. Гёте «Фауст».

2. Воспитать любовь и уважение к зарубежной литературе.

3. Развить логику, внимание, память.

</ Класс: 9

Тип урока: анализ лиро-эпического произведения.

Методы: репродуктивный, исследовательский, эвристический.

Виды деятельности учащихся: запись основных положений в тетради, ответы на вопросы учителя, анализ эпизодов произведения.

Приёмы: слово учителя, цитирование, вопросы.

Оборудование: текст произведения «Фауст».

План урока: 1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

3. Анализ произведения.

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

2. Запишите тему нашего урока и эпиграф:

Но разум суть мне высветил умело —

Так напишу: «В начале было Дело!»

(Фауст, сцена 3)

Фауст — персонаж исторический, живший в протестантской Германии XVI века, — то ли ловкий шарлатан, морочивший народ на ярмарках своими фокусами, то ли действительно выдающийся ученый. Первое упоминание о нем относится к 1507 году. По легенде, Фауст учился в Кракове, где заключил договор с дьяволом, который сопровождал его в скитаниях по всей Германии в виде собаки или лошади. В конце своей разгульной жизни Фауст раскаялся и обратился к Богу, но это не спасло его душу. В первой «народной книге» о Фаусте (1587) он осужден. В следующей, появившейся 12 лет спустя, добавлен ряд новых эпизодов. Первая пьеса о Фаусте была написана выдающимся английским драматургом второй половины XVI века Кристофером Марло, наделившим своего героя великой жаждой знаний. Она стала источником всех последующих театральных обработок, в том числе бесчисленных ярмарочных представлений. Крупнейший деятель немецкого Просвещения Лессинг впервые задумал закончить свою драму спасением Фауста, прославляемого на небесах, но не успел завершить этот замысел.

3. — Вы прочитали «труд всей жизни» И. В. Гёте, какие чувства, мысли оно в вас пробудило?

Когда Гёте писал своё произведение, а писал он его очень долго, он чётко представлял себе идею, образы, языковые средства, которые станут строительным материалом для великого произведения. В полной мере трагедия понятна только автору, только он знает, что кроется за каждым словом, каждым действием. Нам же остаётся лишь надеется на более или менее полное погружение в мир Гёте. Мы как будто с вами археологи, которые по останкам скелета динозавра должны составить полное представление о древнем животном: как оно выглядело, чем питалось, кого опасалось.

Итак, начнём нашу работу с каркаса произведения, его основы. Из каких частей состоит литературное произведение?

Пролог — краткий рассказ о событиях, предшествующих экспозиции.

«Пролог на небесах» — первая завязка.

Экспозиция — исходная ситуация; главная черта — равновесие (прямая/задержанная)

Часть 1. сцена 1) Ночь, сцена 2)У городских ворот, сцена 3)Кабинет Фауста.

Завязка — нарушение исходного равновесия.

Сцена 4) Кабинет Фауста — заключение договора.

— Скажите до встречи с Мефистофелем, что собирался делать Фауст, какой путь он бы себе избрал?

Фауст, обогащённый опытом и разочарованиями, сомнением и познанием, решает жить и бороться во имя истины, ещё не ведая о Мефистофеле, о представляющихся ему возможностях и испытаниях. Это важно: искус Фауста предрешён на небесах, но герой планирует свою жизнь, не имея об этом ни малейшего понятия. Потому и встреча с Мефистофелем только грандиозно расширяет сферу вторжения Фауста в действительность, но не составляет принципиально нового отношения к себе и к миру. Сцена 3. Кабинет Фауста.

Ряд перипетий — переход от хорошего к плохому и наоборот; динамика произведения.

Часть 1. Сцена 5) — Часть 2 Полночь.

Кульминация — одна из перипетий, после которой действие поворачивается к развязке (момент наивысшего напряжения).

Большой двор перед дворцом, последние слова Фауста.

Развязка — восстановление равновесия (мотив развязки симметричен мотиву завязки)

Положение во гроб, вознесение души Фауста к небу.

Эпилог — краткий рассказ о событиях после развязки, передача информации.

Отсутствует.

Литература не существует без конфликта. Что такое конфликт?

Конфликт — воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей. Существует понятие Внутренний конфликт (столкновение противоположностей внутри героя).

В этом произведении мы сталкиваемся, с каким конфликтом?

Услад не жду я, — можешь ты понять?

Я брошусь в вихрь мучительной отрады,

Влюблённой злобы, сладостной досады;

Мой дух от жажды знанья исцелён,

Всем горестям откроется, всей боли:

Что людям предназначено судьбою,

Всё испытать, изведать должен он!

Хочу объять в своём духовном взоре

Всю высоту, а также глубину;

Всё счастье человечества, всё горе —

Вобрать сумею в грудь свою одну,

Сколь хватит сил, свой кругозор раздвину

И с тем однажды разобьюсь и сгину! Сцена 4. Кабинет.

Мефистофель

Ответ Мефистофеля.

Он в мир гудящий погрузится;

Его ничтожеством томим,

Он станет рваться, жаждать, биться,

И призрак пищи перед ним,

Не насыщая будет виться;

Ему покоя не видать.

Струхни он душу мне продать, —

И это не спасло б спесивца!

— Почему Мефистофель так уверен в своей победе?

1. Он полагает, что Фауст затеял безнадёжное предприятие, так отчего же ему не помочь ему усугубить разочарования героя?!

2. уверенность в низости человеческой природы (Пролог).

Самое интересное, что у же в начале Мефистофель говорит Фаусту о непостижимости мира и даже указывает ему верный путь: Сцена 6. 102стр. но делает это насмешливо, гримасничая. Фауст отказывается от работы — «я не привычен к плугу и лопате». Это очень важная проблема для человека и всего человечества: праведный путь известен, но чтобы на него вступить мало о нём знать, нужно пройти множество испытаний, встретиться с горем и отчаянием, чтобы душа сама встала на путь истинный. Это внутренний конфликт Фауста, механизм перипетий запущен уже с первых строк, когда мы понимаем, что душа доктора не спокойна, Мефистофель — это только средство.

Почему Гёте так много места в произведении отдал Мефистофелю и так мало упомянул Господа?

Образ народа (традиция Шекспира)

Отношение к юриспруденции, медицине (Мефистофель и ученик), религии, схоластике (Вагнер), политике, науке, природе (Вагнер).

В «Фаусте» выделяется две части: первая — тяга к «личным наслаждениям, которые черпаются извне»: вторая — «наслаждение от деятельности, направленной вовне».

Момент счастья — это не миг исполнения желаний, а момент обретения героем (и автором) уверенности в достижимости и неизбежности всеобщего счастья, в будущем.

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Человеку не может быть доступна цель его жизни. Знать может человек только направление, в котором движется его жизнь. (Марк Твен)

Дело разумного человека — в том, чтобы приложить свои мысли к делу сообразно с законами природы. Держаться истины, отстранять заблуждение и не рассуждать о том, что неизвестно. ( Артур Шопенгауэр)

4. Подведём итоги. Фауст произнёс роковые слова, почему его не забрал Мефистофель? Почему над душою Гретхен было провозглашено: «Спасена!»?

5. На дом: найти и записать в тетрадь значения имён Фауст, Гретхен, Маргарита, Мефистофель, Вагнер. Разделить листок на две колонки и записать цитаты в одну отношение к жизни, истине и народу Фауста и отношение к жизни, истине и народу Вагнера.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *