Конспект занятия по познанию мира «Движение Земли вокруг Солнца. Смена времён года»

Конспект занятия по познанию мира «Движение Земли вокруг Солнца. Смена времён года»

Предмет: познание мира

Тема: «Движение Земли вокруг Солнца. Смена времён года».

Выполнила: Жаксыбаева М.С.

учитель 4 «Б» класса

г.Костанай 2016г.

Дата: 18.02.16

Предмет: Познание мира

Класс: 4 «Б»

Тема: «Движение Земли вокруг Солнца. Смена времён года».

Цели урока: формировать представление о движении Земли вокруг Солнца, как причине смены времён года;

Задачи: Расширить и уточнить представления детей о временах года, объяснить причины смены времён года.

Развивать мышление, наблюдательность, речь, умение анализировать увиденное и делать выводы.

Воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: глобус, настольная лампа, теллурий, карандаши, рисунки для моделирования сезонных картин или картины с изображением времен года.

Ход урока:

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре.

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, почему одно время года сменяется с другим. Для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать и, конечно, быть дисциплинированными.

На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой темой (Вращение Земли вокруг оси.

Смена дня и ночи)

-Вашим домашним заданием было прочесть текст и показать опыт смены дня и ночи.

Чтобы проверить на сколько вы усвоили материал, вам необходимо выполнить задания по группам, разной сложности.

Но для начало с вами вспомним,как нужно работать в группах.(чтение на доске)и на партах

У вас на столах лежат конверты «Домашнее задание». Раскройте их. Не забывайте про листы самооценивания, после каждого задания вы сами оцениваете себя.

Для первой группы у вас задание решить тест по вариантам. Сверху подпишите свою Ф. Имя

Тест 1 группа

ФИ_________________________ 1 вариант

1. Почему на Земле день сменяется ночью?

А. Из-за движения Земли вокруг Солнца

Б. Из-за движения Земли вокруг своей оси

В. Потому что на Земле есть жизнь

Г. Потому что Земля имеет форму шара

2. Глобус-

Б. Модель Земли

В. Планета

Г. Звезда

3. Спутником Земли является

А. Сатурн

Б. Земля

В. Солнце Г. Луна

4. Ближайшая к Земле звезда-

А.Солнце

В. Полярная звезда

Г. Венера

5. На земном шаре сколько океанов?

А. 2 Б.5 В. 4 Г.1

Тест 1 группа

ФИ__________________________ 2 вариант

1. Спутником Земли является

А. Сатурн

Б. Земля

В. Солнце Г. Луна

2. Почему на Земле день сменяется ночью?

А. Из-за движения Земли вокруг Солнца

Б. Из-за движения Земли вокруг своей оси

В. Потому что на Земле есть жизнь

Г. Потому что Земля имеет форму шара

3. Глобус-

Б. Модель Земли

В. Планета

Г. Звезда

4. На земном шаре сколько океанов?

А. 2 Б.5 В. 4 Г.1

5. Ближайшая к Земле звезда-

А.Солнце

В. Полярная звезда

Г. Венера

Первая группа кто закончил тест, обменяйтесь с соседом. Сделайте самопроверку. Ключи ответов на доске.

-Подымите руку кто ответил на все вопросы правильно?

-Кто допустил 1-у ошибку?

-Кто допустил 2-е ошибки?

Соберите тесты и положите в конвертик.

Задание для 2 группы. Географический тест.

Я сейчас вам буду зачитывать вопросы, а вы должны записать их на листочке.

ФИ_________________________________

Проверка второй группы.

-Кто ответил и не допустил не одной ошибки подымите руку? Оценка 5

-Кто допустил одну ошибку? Оценка 4

-Кто допустил две ошибки? Оценка 3

-Кто допустил три ошибки? Оценка 2

Соберите тесты и положите в конвертик.

Задание для 3 группы:

Вам надо рассказать про глобус, и показать опыт смены дня и ночи

Земля — планета, на которой мы живем.

Глобус — уменьшенная модель Земли.

Океаны — огромные водные пространства. На земном шаре 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Материки — огромные части суши, окруженные со всех сторон водой. Всего на Земле — 6 материков: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.

Ось — воображаемая линия.

Полюсы — нижняя и верхняя точки воображаемой оси земного шара. На земном шаре их два: Южный полюс и Северный полюс.

Экватор — линия проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов.

Параллели — линии параллельные экватору.

Меридианы — линии соединяющие два полюса.

Полушария — Северное и Южное, Западное и Восточное.

Опыт: Солнце освещает землю с одной стороны, и там в этот момент день. А с другой стороны земли — ночь. Земля прокручивается вкруг своей оси, и в одних странах наступает утро, а в других вечер…

Третья группа вы готовы рассказать про глобус? А показать опыт?

Молодцы! Не забываем про листы самооценивания.

Оценки выставляем в лист самооценивания после каждого задания.

А сейчас ребята посмотрите на доску внимательно!

Что вы заметили? (все слова записаны в другом порядке)

Расшифруете мне тему нашего урока. « Вращение Земли вокруг Солнца». Смена времён года».

Молодцы! Правильно.

Сегодня мы поговорим о вращении земли вокруг солнца и узнаем, почему происходит смена времен года.

Какую будем преследовать цель: Мы сегодня с вами должны разобраться в следствие чего происходит смена времен года.

А сейчас ребята мы с вами приступаем к самому сложному процессу, это к изучению нового материала.

А урок у нас будет не обычный. А знаете почему он не обычный? (Потому что сегодня вы мне сами расскажите и покажите как происходит смена времён года)

У КАЖДОЙ ГРУППЫ НА СТОЛАХ ЛЕЖАТ ЗАДАНИЯ.

Для первой группы у нас такое задание. Вам нужно найти новые слова. Дать им определение и поработать со схемой которая лежит у вас на столе, рассказать как вращается наша Земля.

— Ребята, где мы можем найти определение новых слов? (в словаре, в энциклопедии)

У вас на столе они лежат. Все приступаем работать.

Эллипсоид — это тело , получаемое вращением эллипса вокруг одной из своих осей.

Орбита — путь движения небесного тела в космическом пространстве относительно какого — либо другого небесного тела.

365 дней 6 часов, в високосный год 366 дней. Откуда появился високосный год?

Составления схемы.

А сейчас нам Звездочет расскажет дополнительную информацию по( продолжительности оборота вокруг Солнца планет Солнечной системы)

Меркурий — 88 суток

Венера — 255 дней

Земля — 365 суток

Марс — 687 суток

Юпитер — 12 лет

Сатурн — 29 лет

Уран — 84 года

Нептун — 164 суток

Вывод: Чем дальше планета находится от Солнца, тем больше её путь по орбите.

Вопросы по изученному этой группе:

2 группа

Второй группе нужно прочитать текст, поработать над текстом и ответить на вопросы на стр. 118.

Вопросы лежат на столе. Вы только дописываете ответы.

1. В следствие чего происходит процесс смены дня и ночи? (В следствие того что Земля вращается вокруг своей оси- происходит процесс сменяя дня и ночи).

2.Какое предположение было у людей о смене времен года на Земле? ( Раньше люди думали, что с приближением Земли к Солнцу наступает лето, а с удалением- зима).

3.От чего зависит количество тепла? (от наклона земной оси, от угла падения солнечных лучей).

4.Какие по продолжительности дни зимой? (Зимой дни короткие)

Вопросы группе:

3 группа

Третьей группе нужно прочитать текст, поработать над текстом и ответить на вопросы на стр. 118.

Вопросы лежат на столе. Вы только дописываете ответы.

Вопросы группе:

Ребята на это задание я вам даю 6 минут . Когда время заканчивается все группы перестают работать и начинают слушать других.

Я хочу стать космонавтом ,

(поднять руки вверх)

Надеваю я скафандр.

(присесть и постепенно встать)

Полечу я на ракете

(соединить руки над головой)

И открою все планеты!

(обвести руками большой круг)

А сейчас у нас практическая часть урока, мы проделаем с вами опыт на стр. 119.

-Знания необходимо применять и в жизни. Показать, где ты сможешь использовать только что полученные знания.

Показ опыта:

Опыт: Поставь на стол лампу. Глобус возьми в руки. Обрати внимание на наклонное расположение оси. Такое положение занимает Земля в космическом пространстве.

Начни двигать глобус вокруг зажженной лампы так, чтобы ось глобуса все время была направлена в одну точку на потолке. Ты увидишь, что сначала лампа больше освещает одно полушарие, а потом другое.

Попробуй придать глобусу положение, когда на Земле весна и осень, лето и зима.

Вывод: Такие образом, причиной смены времён года является наклон земной оси к её орбите. Земля движется так, что её ось всегда остаётся нацеленной почти в точность на Полярную звезду.

А теперь обратите внимание на схему времен года стр. 119.

Как известно, на Земле существует четыре сезона: зима, весна, лето и осень. Причем, время года в Северном полушарии всегда противоположно времени года Южного полушария.

— Почему же на планете регулярно происходит смена времен года? Главная причина смены времен года — наклон оси вращения Земли.

-Если равномерно освещается полушарие значит там, весна и осень.

-Если неравномерно освещается полушарие то тогда там зима и лето.

А сейчас мы с вами продолжаем проделывать практическую работу в тетрадках. Стр.74 № 3

Дополни рисунок.

Закрываем все с вами учебник. И на память дополняем рисунок- 2 минуты

Проверка:

А сейчас у нас с вами проверка! Обменяйтесь тетрадями со своим соседом справа .

Проверьте правильно ли выполнил ваш сосед задание. Если не правильно исправьте!

Приступаем к следующему заданию

Задание : 4. Какое время года описано в стихотворениях Абая?

И буйно цветут цветы на лугах,

И на широких речных берегах

Шумно раскидываются кочевья,

Так высока в степи трава,

Что спины коней видны едва.

Старый сват, белый дед натворил много бед.

От дыханья его — стужа, снег и буран.

Тучу шапкой надвинув на брови себе,

Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.

Как весенней порою шумят тополя!

Ходит ветер, цветочною пылью пыля,

Все живое обласкано солнцем степным,

Словно мать и отец, рада наша земля

Молодцы! Все справились с заданием.

А сейчас мы с вами не множко отдохнем проверим правильно ли мы изучили тему нашего урока?

Просмотр мультфильма.

Самооценивания.

Оценки выставляем в лист самооценивания после каждого задания.

Рефлексия

Я узнал(а)…..

Я могу объяснить…..

Я затруднялся….

Домашнее задание: прочитать текст, показать опыт.

Урок закончен!

Источник: botan.cc



Сохрани статью себе в соцсеть!




Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *