Конспект урока по астрономии по теме: «Звездное небо»

Конспект урока по астрономии по теме: "Звездное небо"

Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме «Звездное небо»

Урок 2. Звездное небо.

Цель урока по астрономии: Дать представление о виде звездного неба, МАС, понятие созвездия, яркие звезды и обозначение, различие по яркости и светимости, звездная величина, легенды о созвездиях, ПКЗН.

Задачи урока по астрономии:

1. Обучающая: ввести понятия — созвездия, звездная карта (полюс мира, небесный экватор), звездная величина, продолжить формирование умения работать с картой и справочными таблицами.

2. Воспитывающая: на примере понятия «созвездие» показать существенное различие между кажущимся и истинным расположением светил в пределах данного участка неба.

3. Развивающая: актуализируя имеющиеся у учащихся знания работы с географическими картами, приступить к формированию умений и навыков работы со звездной картой. Для развития интереса к изучаемым вопросам рекомендовать учащимся ознакомиться с мифами и легендами о звездном небе, способами отыскания созвездий. Полезно сообщить, что знание звездного неба необходимо не только геодезистам, картографам, морякам, летчикам, космонавтам, но и любому человеку. Интересующимся астрономией, можно предложить подготовить рефераты о «достопримечательностях» тех или иных созвездий.

узловые вопросы (досмотреть) Различие звезд по яркости (светимости), цвету. Видимое суточное движение звезд.

1-й уровень(стандарт) — понятие созвездия, способ их определения на небе, обозначение звезд и звездной величины.

2-й уровень — понятие созвездия, способ их определения на небе, обозначение звезд и звездной величины, МАС, яркие звезды летних и зимних созвездий: Альтаир, Вега, Денеб, Альдебаран, Бетельгейзе, Сириус.

1-й уровень (стандарт) — записывать обозначение звезд, находить на небе основные созвездия (Большой и Малой Медведицы), пользоваться приложением учебника, уметь находить по ПКЗН созвездия и звезды, определять по ней условия видимости светил, оценивать их блеск.

2-й уровень -записывать обозначение звезд, находить на небе созвездия по характерной группе звезд (Большой и Малой Медведицы и 2-3 созвездия, хорошо видимые в данной местности), пользоваться приложением учебника, уметь находить по ПКЗН созвездия и звезды, , определять по ней условия видимости светил, оценивать их блеск, производить расчеты для телескопа.

Оборудование урока по астрономии: звездные карты (демонстрационная) и подвижные (ПКЗН), географический глобус, глобус звездного неба, школьный астрономический календарь (ШАК), диапозитивы «созвездия», фотографии участков неба, список созвездий, Приложение №13, Телескоп, CD- «Red Shift 5.1», CD-Большая электронная детская энциклопедия (или например Астрономия — полный мультимедийный курс и т.д.), дидактический материал с/р №1.

Межпредметные связи: Звезды, созвездия, Полярная звезда , созвездия Большой и Малой Медведицы; горизонт, плоскость и стороны горизонта. Меридианы и параллели, ориентирование с их помощью по карте. Различие в изображении на глобусе и карте. Географические координаты (география, 6 кл).

Ход урока астрономии в 11 классе:

I Опрос учащихся [8-10 минут]

а)У доски 2 человека: — 1.Телескопы

2. Что изучает астрономия. Системы.

б)Карточки отдельным учащимся типа

в) Работа с классом по вопросам (стр. 11 учебника, до окончания подготовки на доске учащихся).

II Новый материал [15-20 минут].

В безоблачную и безлунную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд — в котором кажется, невозможно разобраться.

Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.

У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) — а всего видимых звезд около 6000.

Старейшие по названиям считаются созвездия зодиакальные — пояс, вдоль которого происходит годичное движение Солнца (эклиптика), а также видимые пути Луны и планет. Так созвездия Телец — было известно > 4000 лет назад, так как в это время в этом созвездии находилась точка весеннего равноденствия. Интересны описания созвездий в древности.

Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления.

4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия.

18 век — Монголия — было 237 созвездий.

2 век — Птолемей («Альмагеста») — описано 48 созвездий.

15-16 век — период великих морских путешествий — описано 48 созвездий южного неба.

В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829г содержались 102 созвездия.

Были попытки переименовать установившиеся созвездия, но не одно название не прижилось у астрономов (там церковь в 1627г издала атлас созвездия «Христианское звездное небо», давались названия монархов — Георг, Карл, Людовик, Наполеон).

Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690г и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист).

Путаница с созвездиями прекращена в 1922г Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928году (пример Ориона).

Созвездия — область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ. Соседство звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые яркие звезды имеют собственные имена (более 300 звезд имеют имена, большинство арабские).

В 125г до НЭ ГИППАРХ (180-125, Греция) вводит деление звезд на небе по видимой яркости на звездные величины, обозначив самые яркие — первой звездной величины (1m), а еле видимые — 6m (т. е. разность в 5 звездных величин). Позже фотометрическими способами при уточнении звездных величин пришлось ввести дробные числа и даже отрицательные. /показать обозначение — Запись типа m=-1,6m).

Итак звездная величина — видимая яркость (блеск) звезды.

В 1603г Иоганн Байер (1572-1625, Германия) публикует каталог всех видимых звезд и впервые вводит их обозначение буквами греческого алфавита в порядке уменьшения блеска (наиболее яркие). Самые яркие — ?, затем ?, ?, ?, ? и т.д.

Поэтому звезды сейчас обозначаются: Вега (? Лиры), Сириус (? Большого Пса), Полярная (? М. Медведицы). / смотреть приложение — Название наиболее ярких звезд/. CD-Большая энциклопедия -(показ созвездий, или диапозитивы с созвездиями). Видимость созвездий в течение года в средних широтах.

Практическая работа

ПКЗН — у каждого на столе. Посмотреть созвездия.

Показывается, как определяется вид небосвода в течении суток.

= установить чтобы отображались границы и наименование созвездий, ярких звезд.

= найти полярную звезду, созвездия Большой и Малой Медведицы, Ориона, Лиры и т.д.

= вращение неба, получение информации об объектах.

III Самостоятельная работа (5-7 мин.)

Дидактический материал =Проверочная работа №1 §1-2, дополнительно работа в «Red Shift 5.1»

— в каком направлении неба находится созвездие например Гончие Псы (с-з), Большая Медведица (с — с-з),

— по названию какие звезды входят в состав созвездия, например Гончие Псы (Сердце Карла), Малая Медведица (Кохаб, Полярная), Лебедь (Денеб, Садор, Дженах), Лира (Вега, Сулафат, Шелиак).

— какое созвездие по площади больше (визуально) Лира или Лебедь (Лебедь). Найдите и назовите еще большее созвездие (например Дракон, Геркулес и т.д).

Итог урока:

= Понятие созвездия. Сколько существует созвездий на небе? Примерный способ нахождения. Можно ли долететь до созвездия.

= Почему на звездных картах не отображаются Солнце, Луна и планеты? Какой греческой буквой обозначается самая яркая звезда в созвездии?

= Какая астрономическая ошибка закралась в строке песни Владимира Высоцкого: «В далеком созвездии тау Кита….»?

Домашние задание: § 2, вопросы задание для самоконтроля (стр. 14). Подготовить рассказ — легенду (из литературы = приложение к 1- сентября «Физика») об одном из созвездий.

Вечернее наблюдение №1 «Общее знакомство со звездным небом».

Источник: astr.uroki.org.ua



Сохрани статью себе в соцсеть!




Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *