Роль экологической среды развития в ДОУ

07.12.2017

Роль экологической среды развития в ДОУ

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступает как важный компонент дошкольного образования.

В последнее время в научных и методических материалах все чаще встречается понятие «окружающая среда». Целесообразно рассмотреть эти два понятия относительно друг друга.

Известно, что понятие «среда» исторически возникло внутри естественнонаучного понимания: «среда» есть то, в чем проявляется активность интересующего нас явления. С точки зрения теории системного подхода, «среда» рассматривается как все внешнее по отношению к рассматриваемой системе и при этом только такое внешнее, с которым система связана сетью коммуникаций.

С.И. Ожегов в словаре русского языка раскрывает понятие среды через категории «пространство», «окружение», «условия».

Если философы, анализируя «среду» как «пространство», выделяют понятия физического, биологического и социального пространства, то термин «окружение» обозначает, по мнению ученых, более близкое расположение влияющих на человека факторов. Именно в этом смысле употребляется понятие «окружающая среда».

Имеет место и классификация различных форм окружающей среды. Это природная (естественная) и социальная (искусственно созданная человеком политическая, экономическая, культурная, как частный случай – образовательная) среда. В последнее десятилетие человек и окружающая среда являются предметом междисциплинарных исследований философии, социологии, биологии, экономики, экологии, валеологии, теории управления, педагогики.

Третья характеристика среды ориентирует нас на совокупность способностей, интересов, сознания образа жизни, влияющего на формирование и функционирование личности в обществе, на предметное и социальное окружение. Это позволяет рассматривать личность в равной мере и как носителя, и как представителя среды. Уделяется особое внимание изучению условий среды, так как они приводят к действительным переменам в человеке, способствуя его личностному развитию.

Ведущее место отводится понятию «экологическая среда». Н.Ф. Реймерс термин «экологическая среда» рассматривает в первую очередь как внешнюю по отношению к объекту — это силы и явления природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека, находящиеся вне рассматриваемого объекта или субъекта, в том числе и собственно экологическая деятельность, т.е. деятельность, производимая в приложении лишь к живым организмам или объектам с участием живого.

Совокупность взаимодействия живых растений и животных во внешней и внутренней (условия жизни в жилых помещениях) среде ДОУ, детей – воспитанников детского сада, взрослых – педагогов и родителей – может составлять экологическую среду дошкольного учреждения.

Необходимо отметить, что опыт воспитания детей дошкольного возраста учитывает традиционные подходы и требования к организации природных условий ознакомления дошкольников с природой (С.А. Веретенникова, А.П. Мазурина, П.Г. Саморукова, А.М. Матвеева) и использует богатое педагогическое наследие при построении современной среды развития ребенка.

Вместе с тем, изучение разнообразных теоретических и практических взглядов на составляющие экологического образования ребенка показало, что в педагогике также рассматриваются новые понятия.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *