Если работник получил инвалидность

Если работник получил инвалидность

Уважаемые работники образования! Вы можете принять участие в предложенных инициативах федерального, регионального и муниципального значения, касающихся образования. Регистрируйтесь на сайте Российской общественной инициативы (www.roi.ru).

Уважаемые работники образования! Вы можете принять участие в предложенных инициативах федерального, регионального и муниципального значения, касающихся образования. Регистрируйтесь на сайте Российской общественной инициативы (www.roi.ru).

Гарантии и льготы уполномоченному по охране труда от профсоюза и председателю… »

Если работник получил инвалидность

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Какие документы нужно представить работнику, чтобы подтвердить инвалидность.
  2. Нужно ли фиксировать в трудовом договоре, что работник теперь получил инвалидность.
  3. Как уплачивать страховые взносы с вознаграждений в пользу работника-инвалида.

Каждый день, встречая своих близких, друзей, коллег, мы здороваемся — и тем самым желаем им здоровья («здравствуйте» — слово, которое употребляют при встрече как приветствие, однако фактическое значение слова — это пожелание здоровья).

Однако понятно, что ничего незыблемого в мире нет.

Этот материал мы подготовили для профактива тех организаций, в которых работают люди, ставшие инвалидами.

Как в кадровом учете отразить инвалидность сотрудника?

Изменится ли заработная плата такого работника?

Сколько дней отпуска ему положено?

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье. Но прежде заметим, что право инвалидов на работу закреплено в ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ).

Условия труда инвалидов одинаковы для всех работодателей. Поэтому все нюансы, рассмотренные в статье, могут быть вами востребованы.

Шаг N 1. Ознакомьтесь с документами об инвалидности

Основным документом об инвалидности является справка медико-социальной экспертизы (МСЭ), в которой указана группа инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности.

Ее форма утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н.

Второй документ — это индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР).

Образец этой формы утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н.

Полезные советы. Какие действия потребуются от работодателя в зависимости от содержания ИПР сотрудника-инвалида

О том, какие условия труда рекомендованы работнику-инвалиду, сказано в его индивидуальной программе реабилитации (ИПР).

И здесь работодатель может столкнуться с необходимостью менять либо условия труда сотрудника, либо содержание его трудового договора.

Те условия труда, в которых трудится работник, соответствуют рекомендациям, изложенным в ИПР.

Например, в ИПР указано, что инвалиду необходима работа преимущественно сидя.

А он и так постоянно работает в подобных условиях в офисе, например программистом.

В этом случае ничего менять не надо, сотрудник будет выполнять прежнюю работу.

В соответствии с требованиями ИПР сотруднику нужно изменить условия труда без перемены каких-либо условий трудового договора.

Например, снизить физическую нагрузку.

Тогда нужно пересмотреть условия, в которых он трудится, способы выполнения работы или уменьшить нормы труда — нормы выработки, обслуживания и т.д. (ст. 160 ТК РФ), если они установлены.

Сотруднику нужно изменить условия трудового договора, в том числе, возможно, перевести на другую работу (ст. ст. 57, 72 и 72.1 ТК РФ).

Если в организации есть возможность создать требуемые условия труда или перевести работника на другую работу, необходимо это сделать, зафиксировав все изменения в трудовом договоре.

Работодатель не может создать условия, указанные в индивидуальной программе реабилитации.

В этом случае трудовой договор нужно расторгнуть, а при увольнении выплатить выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Как только работник принес эти бумаги в организацию, у него появляется право воспользоваться определенными послаблениями в отношении трудовой деятельности.

Но прежде посмотрите, можно ли работнику продолжать работать в вашей организации.

Ответ на этот вопрос зависит от группы инвалидности, указанной в справке МСЭ.

Возможны следующие ситуации.

  1. Если работника признали инвалидом I группы, работать он больше не сможет.

В этом случае бюро медико-социальной экспертизы устанавливает полную утрату способности инвалида к труду. Поэтому ваша организация вправе расторгнуть трудовой договор с данным работником.

Основание — признание работника полностью не способным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением (п. 5 ст. 83 ТК РФ, п. 8 и пп. «ж» п. 6 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1013н, далее — классификации).

На заметку. I группа инвалидности является нерабочей, а вот

при II или III группе инвалидности сотрудник может продолжать

Увольняя в этом случае работника, нужно выплатить ему выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).

Кроме того, согласно трудовому законодательству, как и при любом другом увольнении, нужно выдать сотруднику причитающуюся ему сумму зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск (ст. ст. 127 и 140 ТК РФ).

  1. При II группе инвалидности сотрудника нужно перевести на другую работу со специальными условиями труда.

При II группе человека придется перевести на более подходящее для него место труда со специальными условиями, поскольку у него так называемая рабочая группа инвалидности (пп. «ж» п. 6 и п. 9 Классификаций).

Если же подобной возможности нет или сотрудник сам не желает больше работать, то увольнения не избежать.

В этой ситуации сотрудник пишет заявление об увольнении по собственному желанию либо можно оформить увольнение по соглашению сторон.

О таких возможностях сказано в ст. ст. 78 и 80 Трудового кодекса РФ.

  1. Если работника признали инвалидом III группы, то он вправе оставаться на занимаемой должности и выполнять те же функции, что и раньше.

Правда, объем работ придется сократить.

Если невозможно продолжить трудиться по основной профессии, то

работника — инвалида III группы можно перевести на другую работу,

более подходящую ему по условиям труда.

Шаг N 2. При необходимости оформите с работником-инвалидом

дополнительное соглашение к трудовому договору

Если работник остается в организации, однако его условия труда существенно меняются, составьте дополнительное соглашение к трудовому договору.

В нем зафиксируйте новые условия работы, отвечающие требованиям Закона N 181-ФЗ.

Информация об основных льготах в отношении труда инвалидов приведена в таблице.

Подтверждающие инвалидность документы подшейте в личное дело сотрудника.

На другую работу сотрудник может быть переведен, если издан соответствующий приказ руководителя.

В нем прописывается следующая информация:

— в какое структурное подразделение и на какую должность переходит работник;

— причина перевода (то, что работник получил инвалидность, в связи с чем не может выполнять прежние обязанности);

— реквизиты справки медико-социальной экспертизы;

— присвоенная группа инвалидности и степень трудоспособности работника.

Дополнительное соглашение к трудовому договору и приказ на перевод подписывает как работодатель, так и сам сотрудник.

Шаг N 3. Узнайте о льготах по зарплатным налогам в отношении инвалидов

А какие налоговые льготы дает факт признания работника инвалидом?

В пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ сказано, что инвалидам I и II групп положен ежемесячный стандартный налоговый вычет в размере 500 руб.

Этот вычет предоставляют в каждом месяце года независимо от величины годового дохода работника.

Что касается страховых взносов, то тут нужно отметить вот что.

Организации, имеющие в штате инвалидов, с их дохода платят страховые взносы по специальным пониженным тарифам (пп. 3 п. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее — Закон N 212-ФЗ).

Это подтверждает и Минздравсоцразвития России в Письме от 24.02.2010 N 10-4/306089-19.

Право на льготный тариф возникает с 1-го числа месяца, в котором сотрудником получена инвалидность.

А утрачивается с 1-го числа месяца, в котором работник в результате освидетельствования (переосвидетельствования) перестал быть инвалидом.

Пониженную ставку, как мы уже сказали, можно применять только к заработку инвалида.

С выплат остальным работникам взносы исчисляют как обычно.

Однако если ваша организация ведет деятельность из пп. 8 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ и доходы от этого вида деятельности составляют не менее 70% за отчетный период, вы и так платите страховые взносы по пониженному тарифу (п. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Причем взносы уплачиваете только в ПФР по ставке 20%, а ставка взносов в ФСС и ФФОМС составляет 0%.

В такой ситуации, когда у вашей организации льготный тариф и в штате есть инвалиды, платить страховые взносы нужно по льготному тарифу в отношении всех сотрудников, в том числе и инвалидов.

Отдельный тариф применять в отношении инвалидов не нужно.

Данная позиция обозначена в Письме Минздравсоцразвития России от 24.07.2012 N 17-3/39.

Примечание. Как организации решать вопросы, связанные с помощью инвалидам либо их трудоустройством

— При приеме на работу сотрудник не сказал, что у него инвалидность.

Впоследствии на рабочем месте при выполнении должностных обязанностей ему стало плохо.

Должен ли работодатель нести ответственность за то, что трудовые обязанности были установлены для здорового работника, а не для работника-инвалида?

— В подобной ситуации работодатель не несет ответственности. Дело в том, что сотрудник не обязан сообщать при приеме на работу об имеющейся инвалидности, а работодатель не обязан наводить справки о состоянии здоровья граждан, принимаемых на работу (ст. 65 ТК РФ).

Поэтому если сотрудник при приеме на работу не сообщил об инвалидности и не представил подтверждающие документы, работодатель не несет ответственности за отсутствие условий труда согласно индивидуальной программе реабилитации.

Исключение составляет законодательно установленная обязанность работодателя проводить обязательные медицинские осмотры при приеме на работу отдельных категорий работников (работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта).

При проведении таких медосмотров должна быть выявлена профессиональная непригодность.

Если обязательный медосмотр не был проведен при трудоустройстве таких категорий работников, организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ).

— Может ли организация принять на работу инвалида по совместительству (у него III группа инвалидности)?

— Да, организация может трудоустроить инвалида по совместительству, поскольку III группа инвалидности относится к рабочей.

Критерием для определения III группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени.

Первая степень ограничения означает, что у гражданина в силу нарушения здоровья произошло снижение квалификации и отсутствует возможность продолжить работу по основной профессии, но он способен выполнять другие виды работ более низкой квалификации.

Каких-либо запретов работать инвалидам по совместительству (кроме медицинских показаний) законодательством РФ не установлено.

— Организация приобрела медицинское оборудование (ингалятор компрессорный) для ребенка-инвалида одного из сотрудников.

Есть заявление работника, справка из медучреждения, что для ребенка требуется соответствующее оборудование, и приказ руководителя на его покупку.

Возникает ли у работника — отца ребенка обязанность уплатить НДФЛ?

Нужно ли данную операцию оформлять договором дарения?

— Если стоимость медоборудования превышает 4000 руб., то сумма превышения облагается НДФЛ и налог с работника нужно удержать.

Например, если ингалятор стоит 9000 руб., тогда НДФЛ по ставке 13% нужно удержать с 5000 руб. налоговому агенту, то есть работодателю.

Это требования п. 2 ст. 211 и п. 28 ст. 217 НК РФ.

Что касается заключения договора дарения, то, если стоимость медоборудования превышает 3000 руб., между организацией и работником нужно оформить договор дарения в письменной форме.

А если стоимость меньше, договор может быть заключен и в устной форме.

Это следует из ст. 574 Гражданского кодекса РФ.

— На какие налоговые вычеты по НДФЛ имеет право работник, имеющий ребенка-инвалида?

— Родителю ребенка-инвалида предоставляют вычет в размере 3000 руб.

Данный вычет ограничен предельным доходом (облагаемым по ставке 13%) работника в 280 000 руб., исчисленным нарастающим итогом с начала года (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Единственному опекуну налоговый вычет предоставляют в двойном размере, то есть 6000 руб.

Нюансы, требующие особого внимания.

Работнику, ставшему инвалидом, нужно принести справку медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальную программу реабилитации (ИПР).

Если работник-инвалид продолжает работать в организации, а условия его труда меняются, с ним нужно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, прописав в нем измененные условия труда и отдыха.

Страховые взносы с выплат в пользу инвалида нужно платить по льготной ставке, равной 27,1%. Если же фирма на УСН применяет пониженный тариф взносов по всем сотрудникам в размере 20%, то такой льготный тариф распространяется и на работников-инвалидов.



Сохрани статью себе в соцсеть!




Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *