Классный час на тему: ‘Культурное наследие России’ 8-9 класс

Классный час на тему: 'Культурное наследие России' 8-9 класс

Культурное наследие России. Ансамбль Кижи — музей под открытым небом.

Художественное оформление:

Поэтическое оформление: стихи Ю. Адрианова, М. Матусовского, А. Бугмырина.

Эпиграф:

Здесь берега во тьме раскинув, Спит озеро, глаза смежив. Напевною загадкой линий, Как чудо светлое России, Онеге плавают Кижи.

Ю. Адрианов

«Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже пускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперед…»

А. И. Герцен

Ход мероприятия.

Тема нашего классного часа: Культурное наследие России. Ансамбль Кижи — музей под открытым небом.

2. Заочная прогулка по Кижскому погосту. Презентация «Деревянная сказка».

Кижи. Жемчужина Севера

Плещут волны многократно: У Онего грозный вид. Кижи — остров благодатный На семи ветрах стоит. Здесь, в уюте отдаленья От шумливых городов, Заонежские строенья — Гордость старых мастеров. Посмотрите на округу. Бесподобно здесь всегда! Все постройки, как подруги, Собрались на смотр сюда. Тих собор Преображенья, В думах церковь Покрова… Колокольня в изумленьи Позабыла звон-слова. И часовенки невольно, Притуманившись слегка, Шлют улыбки нам смущенно, Не дыша, издалека. И под этой тишиною Неизменно, без конца Дух божественной струею Овевает нам сердца… Деревянные узоры Поражают простотой И ласкают людям взоры Необычной красотой. О, прекрасные творенья Мастерства, таланта всплеск. Кижи — храм благоговенья И жемчужин яркий блеск!(А. Бугмырин)

* Сообщение учителя о том, откуда произошло название «Кижи».

Название острова Кижи имеет прибалтийско-финское происхождение. Существуют два варианта его объяснения. Первый производит название Кижи от карельского слова «кижат» — «игрища». Возможно, в древности на острове находи­лось языческое святилище, где устраивались ритуальные жертвоприношения, сопровождаемые обрядовыми песнями и плясками. Второе, более простое объяснение, связано с карельским «кииджи» -«водный мох». Такой мох в округе растет только на болоте в центральной части острова Кижи и, в прошлом, широко использовался местными крестьянами для утепления срубных построек.

*История создания музея-заповедника

постановление о том, что Кижи — государственный заповедник

заложен музей

первые реставрационные работы под руководством А. В. Ополовникова

*ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА

МУЗЕЙ (греч.) — храм муз

МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

МУЗЕЙ — ЗАПОВЕДНИК (место, где оберегаются культурные ценности)

ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (соединение материальной и духовной культуры народа)

*ПОГОСТ — административно-территориальный округ. Более узкое понятие — это кладбище, с расположенными при нем церквями — летней и зимней.

М. Матусовский.

КИЖСКАЯ ЛЕГЕНДА
Не за года, а за сутки, поди же,
В белую ночь, не уснув до утра,
Выбрав пригорок на острове Кижи,
Не выпускал он из рук топора.

Был его замысел смел и просторен
Да и сноровка была неплоха
Сосны смолистые брал он под корень
А из осин выгибал лемеха

Издалека различимое всюду,
В северном мраке враз засияв,
Так и возникло Онежское чудо
Двадцати двух серебрящихся глав.

В ней была скромность избы деревенской,
Если б не взмывшие вверх купола…
Церковь, что названа Преображенской,
Преобразила здесь все, что могла.

Вверх устремлялся «бочонок» к «бочонку».
Знал он, какая ждала их судьба, —
Мастер, закончив свою работенку,
Пот отирал тряпицей со лба.

Выискав в заводях тайное место,
Бросил топор утомленной рукой.
«Церковь — промолвил он, — выстроил Нестор.
Не было, нет и не будет такой»

М. Матусовский.

И любили уж, так любили, —
Ставь хоть церковь, хоть просто клеть.
И рубили уж, так рубили, —
Любо-дорого посмотреть.

То покроют узором сенцы
То развесят вдоль зимних рам
Деревянные полотенца
с тонким кружевом по краям

То резьбою чело украсят,
То пройдут топором с боков, —
От причелин и до балясин,
От наличников до коньков.

То ли аисты над болотом,
То ли мельницы бьют крылом.
Пахнет стружкою, пахнет потом,
Пахнет мельницким ремеслом.

Эти строки М. Матусовского — настоящий гимн русским умельцам.

3. Рефлексия. Задание.

— Выразите впечатления одним словом:

ПРЕЛЕСТЬ

— А теперь одним предложением:

Все просто и величаво.

Мастера вложили в постройку свою душу.

Хочу увидеть все своими глазами.

4. Работа над ученической презентацией.

— Хотелось бы вам побывать здесь? Предлагаю вам поработать над презентацией, в которой вы сможете поделиться своими впечатлениями.

Варианты названий:

Варианты слоганов.

Гипотеза. 1. Если в России столько интересных мест, нужно ли ехать за границу?

5. Подведение итогов.

— Почему у человечества есть потребность сохранять культурное наследие?

Ваалам и Кижи,

Холмогоры и Сочи…

Есть такое? Скажи!

Там, где воздух не отчий!

Ты же — песня земли —

Я тебя не у3трачу!

Ты же — нега любви…

От которой я плачу.

Ты — леса и поля,

Где народ мой трудился.

Ты — озёр глубина…

Между скал вековая,

Ты — небес ширина

В синеве неземная,

Ты — поутру роса

И пороги речные.

Ты — морская коса

И просторы степные…

Ты — столица Москва!

Кремль и Красная площадь,

Волга — ты и Нева…

И берёз белых роща…



Сохрани статью себе в соцсеть!




Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *