Конспект развивающего занятия для 3 класса «Дело было в лукоморье»

14.10.2017

Конспект развивающего занятия для 3 класса «Дело было в лукоморье»

Цель: познакомить детей со значением слова «лукоморье», дать представление о сказке на новый лад; развивать внимание, мышление, воображение, речь, артистические способности.

Оборудование: карточки с текстами сказки.

Учитель. Лукоморье — это волшебная, сказочная страна, о которой рассказал великий русский поэт А. С. Пушкин. В Лукоморье живут много сказочных героев и удивительный Кот, который умеет песни петь и рассказывать сказки. В русских народных сказках его называли Кот-баюн. Описание лукоморья стало прологом к поэме А. С. Пушкина. Расшифруйте название этой поэмы.

Ответ: «Руслан и Людмила».

Учитель. Эти стихи должны знать все, кто говорит на русском языке.

Чтение учителем стихотворения. Дети слушают, стараясь представить себе картины, изображенные А. С. Пушкиным.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем, и мочью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою-Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И я там был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Учитель. Рассказы детей о том, что они себе представили во время чтения произведения.

Что означает дословно слово «лукоморье»? Оно состоит из двух корней. Первый корень «лук» лежит в основе старинного русского слова «лука», что значит «изгиб», «кривизна». Таким образом «лукоморье» — это изогнутый морской берег. Именно на этом берегу стоит «дуб зеленый» и отсюда начинают свое рождение сказки.

Почему мы любим читать сказки? Потому что это интересно. И интересно уже много тысяч лет, ведь люди давным-давно рассказывают друг другу занимательные истории, которые, переходя из поколения в поколение, из страны в страну, обрастают новыми подробностями. Неизменными в сказках остаются невероятные приключения и почти всегда хороший конец.

О чем рассказывают сказки? Обо всем на свете. Но, наверно, ядро каждой сказки — борьба добра со злом, а в конце — победа добра и справедливости, то, что так необходимо всем людям.

Послушайте стихотворение Юнны Мориц «Песенка про сказку».

Сказка по лесу идет —

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка — умница и прелесть,

С нами рядышком живет,

Чтобы снова

Добрый злого

Победил!

Чтобы добрый,

Чтобы злого

Стать хорошим убедил!

Ух, за мной и за тобой

Сказки бегают гурьбой!

Обожаемые сказки —

Слаще ягоды любой!

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка — умница и прелесть,

Ей повсюду путь открыт,

Чтобы снова

Добрый злого

Победил!

Чтобы добрый,

Чтобы злого

Стать хорошим убедил!

Удивительная, загадочная страна Лукоморье! Кого здесь только ни встретишь…

Отгадайте загадки и скажите, какие слова в загадке указывают именно на данного героя?

• Я родилась в цветке прелестном,

И труден к счастью был мой путь.

И каждый, видно, догадался:

Меня… (Дюймовочкой зовут.)

• А я родился странной

Игрушкой безымянной,

Ушастый, некрасивый

И никому не мил.

Один меня заметил

И ласково приветил.

А был это, ребята,

Гена… (крокодил)

• В халате белом я хожу.

И в зной, и в стужу

Я спешу на помощь

Всем зверюшкам:

Ежам, слонам, лягушкам.

Скажите, что у вас болит,

Спасет вас … (доктор Айболит)

• Был я в бочке в море брошен

И отцом своим забыт,

Но на остров неизвестный

Был волной морской прибит.

Шлю, ребята, вам поклон,

А зовусь я … (князь Гвидон)

Мы бродим по «неведомым дорожкам» Лукоморья, блуждаем по узеньким тропинкам. Все они ведут в разные сказки. Постараемся не перепутать тропинки, не заблудиться в сказочной стране.

Задание 1. Подберите герою пару. В этой паре героев связывает чувство симпатии или любви.

➢ Золушка — … (принц).

➢ Пьеро — … (Мальвина).

➢ Баба Яга — … (Кащей).

➢ Стойкий оловянный солдатик — … (танцовщица).

➢ Щелкунчик — … (Мари).

➢ Емеля — … (царевна Несмеяна).

➢ Дюймовочка — … (эльф).

➢ Королевич Елисей — …(царевна).

➢ Иван-царевич — … (Елена Прекрасная).

➢ Царь Дадон — … (Шамаханская царица).

➢ Князь Гвидон — … (царевна-лебедь).

➢ Русалочка — … (принц).

Задание 2. Одно слово в каждой строке — из другой сказки. Найдите его. Назовите сказку.

➢ Пирожки, яблоки, река, сестра, брат, волк, Баба Яга. («Гуси-лебеди ».)

➢ Девочка, короб, пирожок, яйцо, пенек, медведь. («Маша и медведь».)

➢ Мама, бабушка, девочка, лиса, волк, корзинка, пирожки, лес. («Красная Шапочка».)

➢ Дед, баба, девочка, Кащей Бессмертный, костер, снег, облако. («Снегурочка».)

Учитель. В Лукоморье постоянно появляются новоселы — новые сказки, а иногда — старые сказки на новый лад. Вот, например, всем известная с детства «Курочка Ряба» приняла такой вариант.

Учитель читает детям сказку, затем раздает слова «актерам», происходит импровизированная инсценировка сказки.

Ведущий.

Жили-были Дед да Баба

И грустили иногда.

Только курочка, что Ряба,

Утешеньем им была.

Дед и Баба сидят на лавке, пригорюнились.

Курочка несла яички.

Бабушка блины пекла.

Но однажды эта Ряба

Им сюрприз преподнесла.

Курочка Ряба подходит к старикам и дает им «золотое» яйцо.

Ряба. Ко-ко-ко!

Ведущий. Сказала Ряба.

С добрым утром, Дед и Баба!

Как всегда, для вас яйцо,

Необычное оно,

Потому как не простое,

Ведь яйцо-то золотое!

Ведущий.

Так сказала и ушла,

И советов не дала:

Как с яйцом тем поступить —

Бить его или не бить?

Да, старуха, чудеса.

Видно, это неспроста.

Долго жил я, поживал,

А такого не видал.

Не большое это диво.

Скорлупа, правда, красива.

Ставить я должна блины,

Яйца там всегда нужны.

Баба берет миску, пытается разбить яйцо, но безуспешно.

Дед. Да и мне вот не дается.

Видно, нам сегодня, Дед,

Не испечь блинов в обед.

Ведущий. Тут приходит снова Ряба.

Снова появляется Ряба.

Бить яйцо совсем не надо,

Ведь оно для красоты,

А совсем не для еды.

Полюбуйтесь, как сияет,

Людям радость доставляет.

Ведущий.

Согласились старики,

Теперь счастливы они.

Дружно с Рябушкой живут

И яйцо то берегут.

Н. Троицкая.

Учитель. Ребята, что общего в русской народной сказке «Курочка Ряба» и в новом, авторском варианте? Чем различаются эти варианты?

А теперь попробуем все вместе сочинить сказку «Снегурочка» на новый лад.

Вариант сказки, сочиненной детьми

«Жили-были дед да баба. Дети их выросли, разъехались кто куда, и остались старики одни. Скучно им. Вот и решили они вылепить себе внучку из снега. Лепили-лепили, вылепили. Да такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Назвали ее Снегурочкой.

Стала Снегурочка деду с бабой помощницей. Полюбили ее старики. Да вот только не знали, как быть: весной солнышко припечет — Снегурочка может растаять…

Думали они, думали и решили на свои сбережения купить большую морозильную камеру.

Так и повелось: как станет Снегурочке тепло — зайдет она в морозильную камеру. Посидит там, пока температура ее тела не опустится до минусовой отметки, затем снова в горницу выходит, старикам по хозяйству помогает. А на ночь — снова в холод.

Дед с бабой на Снегурочку не нарадуются. А чтоб скучно внученьке со стариками не было, решили они следующей зимой слепить для Снегурочки друга — Снегуренка. Морозильная камера большая, всем места хватит!»

Учитель. На этом занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *