Методики изучения мотивации школьников

Методики изучения мотивации школьников

В практической психологии существует множество методик, которые позволяют оценить характер человека, выявить его сильные и слабые стороны, определить его ценности и мотивацию. То же касается и ее раздела – детской психологии.

Работа с детьми требует особой внимательности, ведь психика ребенка нестабильна. Поэтому некоторые тесты, проводимые с ребенком, сегодня могут показать один результат, а завтра – другой.

Методики изучения мотивации

Стоит сказать, что для разного возраста необходимы разные методики исследования. Например, методика изучения мотивации школьников по М. Р. Гинзбург разработана специально для первоклассников, ведь мотивы их старших сверстников будут существенно отличаться. Если для семилеток характерны познавательный, игровой мотивы, то для старшеклассников более характерными станут профессиональный и внешний (подчинение требованиям).

Хорошие показатели также дают методики изучения мотивации, которые позволяют оценить внешние и внутренние мотивы учебы. Внешние мотивы часто связаны с подчинением правилам, необходимостью социального взаимодействия, внутренние – с желанием получить новые знания и развиваться в профессиональном плане.

Очень интересны в рамках данного вопроса проективные методики. Например, методика дерево с человечками, которая позволяет установить некоторые качества личности тестируемого, такие как: целеустремленность, общительность, устойчивость жизненной позиции. Этот тест также позволяет выявить тех, кто находится в состоянии эмоционального кризиса.

Методики изучения мотивации школьниковКроме оценки мотивации, также важна и оценка интеллектуальных способностей. Кроме известного теста IQ, существуют и другие – не менее эффективные. Например, методика цветных матриц Равена, которая оценивает невербальную составляющую интеллекта. В этом тесте используется принцип прогрессивности, который реализуется посредством постепенного усложнения заданий. Кроме оценки интеллектуальных способностей, методика позволяет определить уровень работоспособности, способности к конструктивной деятельности, способности удерживать внимание.

Для старших школьников будет полезна методика А. Реана. Она позволяет определить ранговые места мотивов учебы. Она чаще используется для студентов высших учебных заведений, однако применяют ее и для учеников выпускных классов.

Очень полезна методика, разработанная Г. Казанцевой. Она позволяет определить отношение учащихся к учебным предметам.



Сохрани статью себе в соцсеть!




Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *