Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста

06.10.2016

Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста

Тематическое планирование «Опытно-экспериментальная деятельность в первой группе раннего возраста» в ДОУ.

Сентябрь

1. «Мыльные пузыри». Рассматривание

Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.

Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) .

2. «Рябь на воде». Экспериментирование

Цель: Развитие дыхательного аппарата.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.

3. «Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент

Цель: Различие слухового внимания.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.

Октябрь

1. «Вода холодная и горячая». Эксперимент

Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

Задачи: Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .

2. «Чудесный мешочек» №1 (по форме). Эксперимент

Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.

3. «Воздух под водой». Эксперимент

Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Задачи: Развивать дыхательный аппарат.

Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.

1. «Лёгкий — тяжелый». Опыт

Цель: Знакомство детей с весом предметов.

Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) .

2. «Игры с губкой». Эксперимент

Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.

3. «Шарики с сюрпризом». Рассматривание

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.

1. «Прищепки». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Ход занятия: Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.

2. «Бумага». Эксперимент

Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.

Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

3. «Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент

Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.

Ход занятия: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.

1. «Игра с пёрышком». Экспериментирование

Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:

Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.

2. «Игры с султанчиками». Эксперимент

Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.

3. «Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям). Эксперимент

Цель: Развитие тактильных ощущений.

Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.

1. «Развесим платочки». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Ход занятия: Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.

2. «Найди по звуку». Эксперимент

Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.

Ход занятия: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

3. «Снег. Какой он? ». Рассматривание

Цель: Знакомство со свойствами снега.

Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

1. «Что в пакете? ». Эксперимент

Цель: Обучение детей действиям по показу.

Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

2. «Открываем, закрываем». Опыт

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Ход занятия: Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.

3. «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт

Цель: Развитие слухового внимания детей.

Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.

1. «Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание

Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.

Ход занятия: Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

2. «Ветер по морю гуляет». Опыт

Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.

3. «Играем с песком». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Ход занятия: Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.

1. «Плавает, тонет». Опыт

Цель: Закрепление знаний о весе предмета.

Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

2. «Что в трубке лежит? ». Эксперимент

Цель: Развитие любознательности у детей.

Ход занятия: Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.

3. «Доска Самоделкина». Эксперимент

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Ход занятия: обратить внимание ребят на доску с интересными приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать. Дать поиграть ими Хрюше.

Список литературы:

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.

5. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.

Автор: Зачесова Ирина Олеговна, воспитатель
МКДОУ №18 г. Сегежи Республики Карелия.

Источник: o-detstve.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *