Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Вода и её роль в природе. Свойства и превращения воды»

04.10.2016

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Вода и её роль в природе. Свойства и превращения воды»

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

1. Обучающие:

2. Развивающие:

3. Воспитывающие:

– расширение представления об окружающем мире через сопоставление и сравнение;

– создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать предоставленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путём опытов);

– развитие разнообразных устных и письменных речевых умений;

– развитие самоконтроля учащихся;

– воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование для учителя:

Учебник О.Т.Поглазовой, В.Д.Шипина (1ч.), 2007, программа «Гармония», компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Вода и её роль в природе».

Оборудование для учащихся:

Стакан с водой, ложка, сахар, измельчённый мел или порошок.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Дети, сегодня на урок пришли мои коллеги, учителя, родители. Поприветствуйте их. Настроение каково?

Дети: Во!!!

2. Проверка домашнего задания

Учитель: Повторим изученный материал о воздухе. Дома вы готовили рисунки «Берегите воздух». Чем важен воздух всем обитателям Земли?

Дети: Без воздуха не было бы жизни на Земле.

Учитель: Услышали бы мы пение птиц, жужжание насекомых, школьный звонок без воздуха?

Дети: Нет.

Учитель: Почему?

Дети: Потому что воздух передаёт звуки.

Учитель: Для чего в аквариумах продувают воздух?

Дети: Для насыщения воды кислородом.

Учитель: Каково значение имеет озеленение городов и сёл?

Дети: Леса называют «лёгкими» нашей планеты. Если есть растения и деревья, то воздух будет наполняться кислородом.

Учитель: Почему борьбу за чистоту воздуха необходимо вести всем землянам сообща?

Дети: Воздушные потоки и ветры могут перемещать загрязнённый в одном месте воздух в другие края Земли. Поэтому очень важно всем землянам беречь чистоту воздуха нашей планеты.

Вывод: Благодаря воздуху мы дышим и слышим, говорим, поём, летаем на самолётах, сушим бельё и т.д. Без воздуха не могут жить все живые существа.

3. Работа по теме

Учитель: А без чего ещё не может жить человек, да и другие живые существа? Ответы детей.

Учитель: Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества ничто живое на земле не может существовать?

Дети: Без воды.

Учитель: Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».
А теперь послушайте, что знают о воде наши дети (стихи о воде)

Учитель: Так какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? Слайд 2.
Сегодня на уроке нам необходимо подтвердить гипотезу о существовании на земле воды в разных состояниях, её свойствах и существования круговорота воды в природе.

Учитель: Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что она голубая. Действительно, Земля голубая. Дело в том, что большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как бы это выглядело! Слайд 4.

Учитель: Что изменилось?

Дети: Изменился цвет, нет голубого и зелёного.

Учитель: Да, зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло?

Дети: Ничто на свете не может жить без воды!

Учитель: Давайте вернём воду на Землю и подумаем, где содержится вода на земле? Ответы детей.

Учитель: Верно, в океанах, морях, озёрах, реках, ручьях. Слайд 5. Но в морях и океанах вода солёная, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой, пресной воды остаётся всё меньше. В чём причина?

Дети: Люди загрязняют реки и озёра, стараются не экономить воду.

Учитель: Сейчас немного о нашей местной речке Калья расскажет нам …

Ученик: 40 лет назад речка Калья была широкой, а вода в ней прозрачной. В речке водилось много рыбы, но рядом строились шахты. Человек стал спускать в речку шахтные воды. Дно реки заилилось, водоросли перестали расти, и рыбы не стало. Дно реки никто и никогда не чистил. В верховьях речки человек вырубил леса. Речка обмелела. Это привело к нарушению природного равновесия.

Учитель: Ребята, а ведь может случиться так, что нам нечего будет пить. А человеку для жизни вода просто необходима, потому что мы на 70% состоим из воды, запасы которой нужно постоянно пополнять. Слайд 6.Без воды человек может прожить только 3 дня. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода?

Ответы детей.

Учитель: В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Откуда наш организм может получить необходимую жидкость? Ответы детей.

Учитель: А теперь … прочитай загадку: что умеет застывать, летать и бегать? Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Найдите слова, которые отражают эти состояния.

Ответы детей.

Учитель: Если вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это будет вещество? (твёрдое). Слайд 9.Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар) Какое это вещество? (газообразное).
А когда вода бежит?

Ответы детей.

Учитель: Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

Тетрадь стр.35 №77 Кроссворд «Процессы»

Учитель: Вода на Земле постоянно меняет своё состояние. Этот процесс называется круговоротом воды в природе. Слайд 10.Как же происходит круговорот воды в природе?

Учебник стр.86 (читает ученик).

Физминутка для глаз и эмоционального настроя. Слайд 11

Учитель: А какими же свойствами обладает вода? Слайд 12.

Работа в парах

Учитель: Проведём опыты и определим свойства воды. На каждой парте есть стакан с водой и ложки.

1) Рассмотрите воду в стакане.
Какого она цвета?
Можно ли через неё увидеть предмет? Какой вывод?

Дети: Вода бесцветная и прозрачная.

2) Понюхайте воду.
Есть ли у воды запах?

Дети: Вода не имеет запаха.

3) Вспомните, какая вода на вкус. Можно ли сказать, что она кислая или солёная, горькая или сладкая? Имеет ли она вкус?

Дети: Вода не имеет вкуса.

4) Положите в стакан немного сахара и размешайте.
Что произошло?
А теперь насыпьте немного порошка.
Что вы замечаете?
Дети: Вода может растворять некоторые вещества.

Учитель: А где в быту можно использовать это свойство воды?

Дети: Мытьё посуды, стирка, уборка, рисование.

Учитель: Итак, какими же свойствами обладает вода?

4. Итог урока

Учитель: Давайте проверим, какие знания вы унесёте с урока.

Тест «Проверим себя»

Учитель: Какую пользу человеку приносит вода? Какой момент урока вам больше всего запомнился? Что совершенно новое вы узнали на уроке?
Я думаю, все эти знания, полученные на уроке, нам пригодятся при изучении других тем, да и в жизни.

5. Домашнее задание

Учебник стр. 77-80, 82, 86 (читать)

Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.
Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
Подумай, почему это происходит?
Запиши свой вывод.

Учитель: А на следующем уроке мы поговорим о том, как используется людьми вода и как сохранить на земле это удивительное ценное вещество – воду.

Автор: Людмила Александровна Плаксина, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ НОШ № 10 города Североуральска Свердловской области, стаж работы – 33 года. (людмилочка)

Презентация «Вода и её роль в природе»

Источник: o-detstve.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *