План-конспект урока по информатике на тему: ‘Назначение и устройства компьютера’

План-конспект урока по информатике на тему: 'Назначение и устройства компьютера'

План-конспект урока по информатике

«Назначение и устройство компьютера»

Урок №7/35

Тема: Первое знакомство с компьютером.

Тема урока: Назначение и устройство компьютера

Тип урока: Изучение нового материала.

Использованные технологии: информационные и компьютерные технологии, личностно-ориентированная, исследовательская, дифференцированное и индивидуальное обучение;

Цели урока:

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:

Формы организации работы:

Технические средства обучения:

Средства обучения:

Семакин: учебник Информатика, 8 класс, ЦОР

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

Учебный предмет, класс: Информатика, 7 класс

ФИО учителя: Шукшина Татьяна Васильевна

Урок №7/35

Тема: Первое знакомство с компьютером.

Тема урока: «Назначение и устройство компьютера»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока:

Образовательная: расширить представления учащихся о компьютере и его назначении, познакомить с принципиальной схемой устройства и работы компьютера;

Развивающая: развитие познавательных интересов к предмету, внимания, мышления, памяти, формирование навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами;

Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности;

познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера;

заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:

Формируемые УУД

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации;

развитие памяти и мышления;

развитие самооценки.

Регулятивные УУД:

умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему;

развитие логического мышления.

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих уроках;

развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие;

умение отбирать нужную информацию из имеющегося источника, работать со схемами.

Программно-технические средства на уроке

Необходимое техническое оборудование:

Программное обеспечение:

Ресурсное обеспечение урока:

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Технологии, методы, приемы обучения:

Формы работы:

Программно-технические средства на уроке:

План — конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Использованные ЦОР

1. Организационный момент

Приветствие учеников. Проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка учащихся к осознанию важности и практической значимости темы урока, способствуя тем самым активному и сознательному усвоению нового материала.

Примерная речь учителя:

Какое слово зашифровано в ребусе?

Учитель объявляет цель урока. Примерна речь :

С точки зрения информатики компьютер это не только устройство для работы с информацией, но и объект изучения. Сегодня вы познакомитесь с назначением компьютера, его устройством и принципами работы.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока «Назначение и устройство компьютера».

Приветствие учителя.

Разгадывают ребус.

Записывают дату и тему урока.

Презентация

Закрепление материала

Учитель обсуждает с учениками, для чего человек создал компьютер, тем самым подводит учеников к вопросу, «Что такое компьютер?»

Примерная речь учителя:

Ответим на вопрос, для чего человек создал компьютер?

С давних времен люди стремились облегчить свой труд, прежде всего физический. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Проблема физического труда была решена после изобретения колеса и рычага. Компью­тер был изобретен в середине XX века для усиления возмож­ностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.

Итак, компьютер — универсальное техническое средство для работы с информацией.

Идеи многих своих изобретений человек «подглядел» в природе. В XV веке великий ученый Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал полученные знания для конструирования летательных аппаратов.

Русский ученый Н. Е. Жуковский также исследовал механизм полета птиц. Результаты этих исследований используются при расчетах конструкций самолетов.

Учитель подводит учащихся к самостоятельному выводу, что по принципу своего устройства компьютер — это модель человека, работающего с информацией.

Примерная речь учителя:

Как вы думаете, есть ли в природе прототип компьютера?

Сам человек — является прототипом компьютера.

Рассмотрим аналогию между компьютером и человеком.

У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию — у компьютера есть устройства ввода информации. У человека есть мозг, в котором он хранит информацию — у компьютера есть устройства хранения информации. С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию — у компьютера есть процессор — устройство обработки информации. Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию — у компьютера есть устройства вывода информации.

Слайд 10

Человек информацию может принимать, хранить, обрабатывать, передавать. То же самое с информаций может делать компьютер

Компьютер похож на человека интеллектуальными возможностями.

Компьютер — модель человека, работающего с информацией.

Слайд 11

Учитель задаёт наводящий вопросы ученикам, чтобы выяснить, чем отличается человек от компьютера.

Примерная речь учителя:

Попробуйте ответить на вопрос: чем отличается компьютер от человека?

Главное отличие компьютера от человека — человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер — исполнитель программ, созданных человеком.. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями. Ум компьютера — ум человека, реализованный в программе.

Слайд 12

И человек и компьютер работают с информацией. Для человека информация — знания. Для компьютера информация — данные и программы

Учитель предоставляет таблицу» Информационный обмен в компьютере»

Примерная речь:

Слайд 13

Рассмотрим схему информационного обмена в компьютере. Объясните, как происходит информационный обмен в компьютере?

В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти информацию, работает с ней (обрабатывает) и возвращает результаты обработки в память, полученные результаты через устрой­ства вывода сообщаются человеку.

Учитель формирует представление о том, как происходят процессы ввода и вывода информации компьютером. Какие устройства отвечают за обмен информации. Знакомит учеников с «Принципами фон Неймана»

Примерная речь учителя:

Слайд 14

Основные принципы устройства и работы ЭВМ были сформулированы американским ученым Джоном фон Нейманом в 1946 году. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах

Слайд 15

Рассмотрим схему ЭВМ фон Неймана. ЭВМ включает в свой состав три основных узла: процессор, память, устройства ввода и вывода. Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией.

Слайд 16

Джон фон Нейман также сформулировал основные принципы работы ЭВМ.

Учитель дает понятия, что представляет собой персональный компьютер. Дает понятия основных частей компьютера.

Примерная речь учителя:

Слайд 17

Что собой представляет компьютер? Реализован ли он как цельный объект?

Персональный компьютер — это комплекс взаимосвязанных устройств.

Слайд 18

Компьютер в своем составе имеет базовую конфигурацию — основные части и дополнительные части. Базовая конфигурация компьютера — минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для начала работы с компьютером.

Перечислите основные части компьютера.

Слайд 19

Системный блок — это самая важная часть компьютера, «сердце машины».

Слайд 20

Внутри системного блока размещаются:

Слайд 21

Функция монитора — устройство вывода информации на экран.

Слайд 22

Функция клавиатуры — устройство ввода текстовой информации.

Слайд 23

Функция мыши — устройство управления курсором.

Слайд 24

Перечислите дополнительные части компьютера.

Функция принтера — устройство вывода информации на бумагу.

Функция сканера — устройство ввода информации в компьютер.

Слайд 25

Акустическая система:

функция колонок, наушников — устройство вывода звуковой информации

функция микрофона — устройство ввода звуковой информации

Слайд 26

Итак, компьютер включает в себя устройства, выполняющие функции мыслящего человека:

Учитель организует физпаузу. Демонстрирует ученикам видеоролик «Компьютер и его устройство» (из УМК «Мир информатики»)

Физпауза

Просмотр видеосюжета «Компьютер и его устройство» (из УМК «Мир информатики»)

Слайд 27

Устройство современных компьютеров основано на магистрально-модульном принципе построения.

Слайд 28

Составные части компьютера называются его модулями. Модули взаимодействуют между собой через информационную магистраль.

Слайд 29

Процессор через магистраль связывается с другими устройствами. Каждое устройство компьютера получает свой номер, который выполняет роль адреса этого устройства. У каждого устройства есть свой контроллер, который управляет работой этого устройства.

Учитель проводит инструктаж учащихся по работе в тренажере. Информирует и корректирует деятельность учащихся на выполнение задания.

Примерная речь учителя:

Сегодня на уроке вы узнали много нового об устройстве компьютера, закрепить полученные знания нам поможет программа — тренажер «Устройство компьютера». Вам нужно расставить подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон-Неймана и проверить правильность. Если не получится, не расстраивайтесь, а повторите еще раз.

Проверку задания осуществляем на интерактивной доске.

Молодцы! Все справились с заданием!

Организует самопроверку в виде теста.

Примерная речь учителя:

А теперь проверьте себя, выполнив тест по сегодняшней теме урока. Учащиеся самостоятельно выполняют тест, показывают свои результаты учителю.

Учитель организует и мотивирует деятельность учащихся.

Задает вопросы по теме урока, ставит оценки.

Примерная речь учителя:

Слайд 30

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер?

Учащиеся дают свои варианты ответов.

Записывают определение компьютера.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся дают свои варианты ответов.

Изучают слайд презентации:

«Аналогия между компьютером и человеком» и слушают учителя.

Учащиеся дают свои варианты ответов.

Ответ ученика.

Изображают в тетради схему:

«Информационный обмен в компьютере»

Изображают в тетради схему:

«Схема ЭВМ фон Неймана»

Ответ ученика.

Ответы учеников.

Ответы учеников.

Изображают в тетради схему:

«Устройства компьютера»

Учащиеся работают в программе — тренажере, расставляют подписи к основным устройствам компьютера

Один ученик выполняет задание на интерактивной доске

Учащиеся выполняют задание, показывают результаты выполнения учителю. (разрешить заблокированное содержимое)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Аналогия между компьютером и человеком.

Информационный обмен в компьютере

УМК «Мир информатики»

Структура персонального компьютера

Тренажер «Устройство компьютера» (открыть из папки)

Тест «Как устроен компьютер»

Итоги урока

(Подвести итоги, какие оценки получены, кто работал активнее).

Учитель объявляет и комментирует домашнее задание:

Примерная речь учителя:

Слайд 31

Домашнее задание:

Учебник: § 5, 7.

Выполнить задание в тетради: описать конфигурацию своего компьютера, его основные характеристики.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Источник: botan.cc



Сохрани статью себе в соцсеть!




Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *