Конспект урока по русскому языку на тему: 'Официально-деловой стиль' (6 класс)
28.08.2017
КОНСПЕКТ УРОКА
по теме » Официально-деловой стиль. Языковые особенности»
Русский язык 6 класс
Ф.И.О. учителя: Ботникова В.И.
г. КОСТРОМА
Тема урока. Официально-деловой стиль речи. Языковые особенности.
Цель урока: расширить и углубить представление об официально-деловом стиле речи.
Тип урока: объяснение нового материала.
Вид урока: урок-эксперимент.
Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point, Microsoft Word.
Наглядные пособия: таблицы по развитию речи, карточки.
Межпредметные связи с историей(появление первых деловых документов).
План урока.
Ход урока.
1 Организационный момент.
2 Проверка домашнего задания.
-Ребята! На прошлом уроке я просила вас найти материал о появлении первых деловых документов на Руси (сообщения учеников).
3 Подготовка к изучению новой темы.
1 Речевая разминка.
— Вспомните, когда и для чего вам приходилось использовать деловые документы? Например, получать и предъявлять справку .Сумеете ли вы её написать?
(1 слайд)
-Заполните данную основу справки- напишите на месте точек вашу фамилию, имя , отчество; название учебного заведения, в котором вы учитесь.
в том, что он(а) действительно является учеником(ученицей) … класса …лицея.
Справка выдана для предъявления в ……………… школу.
Директор …
-Как вы думаете, к какому стилю речи относится текст, в котором точно передана деловая информация? (официально-деловой).
(2 слайд)
— Записываем тему урока Официально-деловой стиль речи. Языковые особенности.
(3 слайд)
-Определите цель урока (на компьютере).
(4 слайд)
— Какие стили речи вы знаете? (на компьютере)
— Как отличаете их друг от друга? ( У них разные цели, стилевые черты, языковые средства, использование.
(5 слайд)
— Сравните 2 текста. Проанализируйте Р.С.
— Привет, Кать! Ты слышала, что завтра электричество отключат?
-Нет. А надолго?
-Не знаю. Возможно, на весь день.
Р.С. Неофициальная обстановка
(Этот текст относится к разговорному стилю, т.к. участники разговора видят и слышат друг друга. Общаются в неофициальной обстановке с целью общения, обмена мнениями Используют разговорные слова и выражения( привет, Кать, нет. Предложения короткие, вопросительные, восклицательные.)
(6слайд)
— Прочитайте 2 текст. Определите Р.С.
Объявление
13 мая 2013 года с 10.00 до 12.00 в вашем доме будет отключение электричества в связи с профилактическими работами в электрощитовой.
10 мая 2013 г. Управляющая компания
-К кому обращено? Указана ли точная дата, время отключения электричества? Делится ли автор мнениями или сообщает точные сведения?
(Автор общается со многими людьми, в официальной обстановке с целью точной передачи деловой информации).
-Как вы думаете, к какому стилю относится этот текст?
(-Этот текст относится к официально-деловому стилю).
(7 слайд)
-1-много
-сообщение точной, деловой информации
-В чем сходство и различие текстов? ( на одну тему, но в зависимости от Р.С. используются разные стили речи).
4 Объяснение нового материала.
-Сегодня на уроке мы расширим представление об официально-деловом стиле речи.
-Работаем с таблицей.
(8 слайд)
— Итак, в чем же особенность официально-делового стиля речи? По каким признакам вы отличаете его от других стилей речи?(речевая ситуация, стилевые черты, языковые средства).
(9-10 слайд)
-Какова цель текстов официально-делового стиля? (сообщение точной, деловой информации).
-О чем сообщается в тексте?( об условиях трудового договора).
-Запишем это в таблицу.
-Анализируя тексты разговорного стиля, мы обращаем внимание на богатство интонации. А как произносятся предложения этого текста( спокойно, без ярко выраженных эмоций).
-Прочитайте стилевые черты. Приведите примеры слов с отвлеченным, обобщенным значением( приоритет, проект, на основании, категории, учреждении Здравоохранения и т.д.).
-Назовите точные даты, используемые в трудовом договоре?(13 января 2009года, 40 часов).
-Итак, отвечая на мои вопросы, вы называли стилевые черты официально-деловых текстов. Прочитайте их еще раз.
-А сейчас понаблюдаем за использованием языковых средств в этом тексте.
-Найдите официальные слова и выражения( директор, программист).
-Выпишите отглагольные существительные с суффиксами -ени-, -ств-, -ость-(изложении, присвоении, расторжении, обязанности).
-Найдите. какие использованы глаголы (производить, соблюдать-инфинитив; устанавливаются- возвратный).
-Приведите примеры стандартных оборотов(соблюдать трудовую дисциплину, заключили настоящий договор, согласно даты приказа).
— Обратите внимание на структуру предложений. Какие они по наличию второстепенных членов, количеству основ, по интонации. Один из учеников выполнял эту работу дома. Давайте послушаем его.(Используются невосклицательные , распространенные предложения. Работник приступает к работе с 13 января 2009года. Могут быть односоставные предложения).
-Вывод. По структуре и интонации предложения в официально-деловых текстах чаще всего невосклицательные, распространенные, используются стандартные обороты.
— Заполните графу «использование»( трудовой договор).
— Проверьте, что у вас получилось.
(11 слайд)
-Теперь основные сведения об официально-деловом стиле у вас есть. Вы можете анализировать тексты и составлять их самостоятельно.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
5 Закрепление знаний.
а)-Выполните упражнение №58 на 45 странице.
(Чтение задания)
-Необходимость какого качества речи иллюстрирует этот текст?(точности)
-Для какого стиля речи это качество характерно?(официально-делового)
-Помогите мэру сочинить приказ.
Текст приказа.
Каждый горожанин при выходе из дома обязан иметь в руках фонарь с зажжённой свечой.
б)-В объявлениях называют адресата; кратко излагают деловую информацию; указывают от чьего имени она дается.
(12 слайд)
.-Прочитайте текст. К кому обращаются? От чьего имени написано объявление? Какая деловая информация содержится в объявлении?
Уважаемые родители!
1 февраля 2012года в 19 часов в актовом зале лицея состоится родительское собрание.
Администрация лицея №5.
6 Самостоятельная работа.
-А сейчас задание посложнее. Определите стиль текста. Сигнальной карточкой какого стиля текста являются выделенные слова? Найдите в данном тексте слова, которые не соответствуют тексту заявления. Почему?
(13слайд)
Директору школы№5
Ивановой Т.П.
ученика 9″Г» класса
Кораблёва С.
заявление.
Товарищ директор, очень прошу вас освободить меня от занятий 25.12.2012г. в связи с участием в соревновании по волейболу.
23.12.2012г. Кораблёв С.
(Товарищ директор, очень).
(14слайд)
— Сейчас попробуйте сами написать заявление по образцу.
Директору лицея№20
……………………………………..
ученика ….»…» класса
… …………………………………..
заявление.
Прошу вас ………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………………….
..Число……………………….. Подпись …………………………….
— Прочитайте, что у вас получилось.
7 Подведение итогов урока.
(15-16 слайд)
— Итак, подведем итоги урока.
-О каком стиле речи мы говорили? Что узнали об официально-деловом стиле речи? -Чему научились? (узнавать тексты официально-делового стиля, доказывать, редактировать, сочинять) В объявлениях называют адресата; кратко излагают деловую информацию; указывают от чьего имени она дается.
Домашнее задание. Подберите из газет примеры объявлений или напишите объявление самостоятельно.
- Три уровня речевого развития при ОНР
- Конспект урока по русскому языку 'Краткие и полные страдательные причастия' (7 класс)
- Конспект урока по русскому языку на тему «Слова и предложения» (2 класс)
- План-конспект урока в 3 классе 'Цвета твоего города' по УМК 'Английский язык' авт. Кузовлев В. П., Лапа Н. М
- План урока в 19 классе по теме: 'Призма. Площадь поверхности призмы' (методическое сопровождение к презентации)
- Фонология - это... Фонология: определение, предмет, задачи и основы
- Дисграфия: что это. Дисграфия у детей
- Конспект урока и презентация на тему 'И. А. Крылов. Басня 'Свинья под дубом' (5 класс)
- Как быстро выучить текст наизусть. Приемы и методики заучивания текстов, в т.ч. на иностранном языке
- Рекомендации родителям по выполнению домашнего задания по математике (5 класс)
Добавить комментарий