Конспект урока по русскому языку на тему: 'Официально-деловой стиль' (6 класс)

28.08.2017

Конспект урока по русскому языку на тему: 'Официально-деловой стиль' (6 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме » Официально-деловой стиль. Языковые особенности»

Русский язык 6 класс

Ф.И.О. учителя: Ботникова В.И.

г. КОСТРОМА

Тема урока. Официально-деловой стиль речи. Языковые особенности.

Цель урока: расширить и углубить представление об официально-деловом стиле речи.

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок-эксперимент.

Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point, Microsoft Word.

Наглядные пособия: таблицы по развитию речи, карточки.

Межпредметные связи с историей(появление первых деловых документов).

План урока.

Ход урока.

1 Организационный момент.

2 Проверка домашнего задания.

-Ребята! На прошлом уроке я просила вас найти материал о появлении первых деловых документов на Руси (сообщения учеников).

3 Подготовка к изучению новой темы.

1 Речевая разминка.

— Вспомните, когда и для чего вам приходилось использовать деловые документы? Например, получать и предъявлять справку .Сумеете ли вы её написать?

(1 слайд)

-Заполните данную основу справки- напишите на месте точек вашу фамилию, имя , отчество; название учебного заведения, в котором вы учитесь.

в том, что он(а) действительно является учеником(ученицей) … класса …лицея.

Справка выдана для предъявления в ……………… школу.

Директор …

-Как вы думаете, к какому стилю речи относится текст, в котором точно передана деловая информация? (официально-деловой).

(2 слайд)

— Записываем тему урока Официально-деловой стиль речи. Языковые особенности.

(3 слайд)

-Определите цель урока (на компьютере).

(4 слайд)

— Какие стили речи вы знаете? (на компьютере)

— Как отличаете их друг от друга? ( У них разные цели, стилевые черты, языковые средства, использование.

(5 слайд)

— Сравните 2 текста. Проанализируйте Р.С.

— Привет, Кать! Ты слышала, что завтра электричество отключат?

-Нет. А надолго?

-Не знаю. Возможно, на весь день.

Р.С. Неофициальная обстановка

(Этот текст относится к разговорному стилю, т.к. участники разговора видят и слышат друг друга. Общаются в неофициальной обстановке с целью общения, обмена мнениями Используют разговорные слова и выражения( привет, Кать, нет. Предложения короткие, вопросительные, восклицательные.)

(6слайд)

— Прочитайте 2 текст. Определите Р.С.

Объявление

13 мая 2013 года с 10.00 до 12.00 в вашем доме будет отключение электричества в связи с профилактическими работами в электрощитовой.

10 мая 2013 г. Управляющая компания

-К кому обращено? Указана ли точная дата, время отключения электричества? Делится ли автор мнениями или сообщает точные сведения?

(Автор общается со многими людьми, в официальной обстановке с целью точной передачи деловой информации).

-Как вы думаете, к какому стилю относится этот текст?

(-Этот текст относится к официально-деловому стилю).

(7 слайд)

-1-много

-сообщение точной, деловой информации

-В чем сходство и различие текстов? ( на одну тему, но в зависимости от Р.С. используются разные стили речи).

4 Объяснение нового материала.

-Сегодня на уроке мы расширим представление об официально-деловом стиле речи.

-Работаем с таблицей.

(8 слайд)

— Итак, в чем же особенность официально-делового стиля речи? По каким признакам вы отличаете его от других стилей речи?(речевая ситуация, стилевые черты, языковые средства).

(9-10 слайд)

-Какова цель текстов официально-делового стиля? (сообщение точной, деловой информации).

-О чем сообщается в тексте?( об условиях трудового договора).

-Запишем это в таблицу.

-Анализируя тексты разговорного стиля, мы обращаем внимание на богатство интонации. А как произносятся предложения этого текста( спокойно, без ярко выраженных эмоций).

-Прочитайте стилевые черты. Приведите примеры слов с отвлеченным, обобщенным значением( приоритет, проект, на основании, категории, учреждении Здравоохранения и т.д.).

-Назовите точные даты, используемые в трудовом договоре?(13 января 2009года, 40 часов).

-Итак, отвечая на мои вопросы, вы называли стилевые черты официально-деловых текстов. Прочитайте их еще раз.

-А сейчас понаблюдаем за использованием языковых средств в этом тексте.

-Найдите официальные слова и выражения( директор, программист).

-Выпишите отглагольные существительные с суффиксами -ени-, -ств-, -ость-(изложении, присвоении, расторжении, обязанности).

-Найдите. какие использованы глаголы (производить, соблюдать-инфинитив; устанавливаются- возвратный).

-Приведите примеры стандартных оборотов(соблюдать трудовую дисциплину, заключили настоящий договор, согласно даты приказа).

— Обратите внимание на структуру предложений. Какие они по наличию второстепенных членов, количеству основ, по интонации. Один из учеников выполнял эту работу дома. Давайте послушаем его.(Используются невосклицательные , распространенные предложения. Работник приступает к работе с 13 января 2009года. Могут быть односоставные предложения).

-Вывод. По структуре и интонации предложения в официально-деловых текстах чаще всего невосклицательные, распространенные, используются стандартные обороты.

— Заполните графу «использование»( трудовой договор).

— Проверьте, что у вас получилось.

(11 слайд)

-Теперь основные сведения об официально-деловом стиле у вас есть. Вы можете анализировать тексты и составлять их самостоятельно.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5 Закрепление знаний.

а)-Выполните упражнение №58 на 45 странице.

(Чтение задания)

-Необходимость какого качества речи иллюстрирует этот текст?(точности)

-Для какого стиля речи это качество характерно?(официально-делового)

-Помогите мэру сочинить приказ.

Текст приказа.

Каждый горожанин при выходе из дома обязан иметь в руках фонарь с зажжённой свечой.

б)-В объявлениях называют адресата; кратко излагают деловую информацию; указывают от чьего имени она дается.

(12 слайд)

.-Прочитайте текст. К кому обращаются? От чьего имени написано объявление? Какая деловая информация содержится в объявлении?

Уважаемые родители!

1 февраля 2012года в 19 часов в актовом зале лицея состоится родительское собрание.

Администрация лицея №5.

6 Самостоятельная работа.

-А сейчас задание посложнее. Определите стиль текста. Сигнальной карточкой какого стиля текста являются выделенные слова? Найдите в данном тексте слова, которые не соответствуют тексту заявления. Почему?

(13слайд)

Директору школы№5

Ивановой Т.П.

ученика 9″Г» класса

Кораблёва С.

заявление.

Товарищ директор, очень прошу вас освободить меня от занятий 25.12.2012г. в связи с участием в соревновании по волейболу.

23.12.2012г. Кораблёв С.

(Товарищ директор, очень).

(14слайд)

— Сейчас попробуйте сами написать заявление по образцу.

Директору лицея№20

……………………………………..

ученика ….»…» класса

… …………………………………..

заявление.

Прошу вас ………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………….

..Число……………………….. Подпись …………………………….

— Прочитайте, что у вас получилось.

7 Подведение итогов урока.

(15-16 слайд)

— Итак, подведем итоги урока.

-О каком стиле речи мы говорили? Что узнали об официально-деловом стиле речи? -Чему научились? (узнавать тексты официально-делового стиля, доказывать, редактировать, сочинять) В объявлениях называют адресата; кратко излагают деловую информацию; указывают от чьего имени она дается.

Домашнее задание. Подберите из газет примеры объявлений или напишите объявление самостоятельно.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *