Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Окружающий мир» во 3 классе умк «Перспектива»

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Окружающий мир» во 3 классе умк «Перспектива»

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Окружающий мир» во 3 классе УМК «Перспектива»

Дидактическое обеспечение:

Методическое обеспечение:

1. А.А. Плешаков Методическое пособие к учебнику Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение,2009

2. Технологические карты Окружающий мир. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)

Количество часов в неделю по программе : 2

Количество часов в неделю по учебному плану: 2

Количество часов в год: 68

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.

Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественнонаучной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.
Содержание учебного материала
Учебник «Окружающий мир» для третьего класса включает четыре раздела:
«Радость познания» — 11 часов;

«Мир как дом» — 20 часов;

«Дом как мир» — 21 часов;

«В поисках Всемирного наследия» — 14 часов.

Резерв – 2 часа

Основные темы каждого триместра
I тр.

Как я изменился за год;

Как изменились мои друзья;

С кем я отправлюсь в путешествие;

Готовимся к путешествию.

II тр.

Почему вода бывает святой;

Как сохранить воздух — наше невидимое сокровище;

Как уберечь землю — нашу кормилицу;

«Большая охота» в родном городе

III тр.

Помним ли мы своих предков;

Откуда произошла моя фамилия;

Тепло родного дома;

«Красный угол» родного дома;

Златоглавое чудо (церковь рядом с домом и её история).

Учимся помогать слабому;

Как жить в мире, или Можно ли обойтись без ссор;

Легко ли просить прощение;

Когда мы радуемся и когда грустим;

Что значит «милосердие»;

Любовью за любовь;

Что мы будем читать летом.

Требования к уровню подготовки обучающихся.
Формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни.

Познакомить детей с природными и культурными объектами мировой значимости.

Закрепить сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия — личного, семейного, общечеловеческого.

Экологическое воспитание:

Развивать наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную сего

природно-климатическими особенностями.

Развивать у ребёнка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств.

Формировать целый комплекс ключевых компетентностей — коммуникативной, информационной, социальной, нравственной.

Практико-ориентированный характер:

Познакомить с конкретными представителями флоры и фауны своего края.

формировать умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях;

продолжать знакомство детей с названиями наиболее распространённых в окружающей

местности растений, грибов, животных.

Познакомить с названиями членов семьи по родству и свойству в языках народов своего края, с поэтичным, психологически выверенным, разумным отношением к каждому возрастному

этапу жизненного цикла, отражённому в семейных обрядах и обычаях в традиционной культуре народов своего края.

Исследовательская и проектная деятельность:

Познакомить с методами научного познания мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение и определение природных объектов, моделирование),

с измерительными инструментами и лабораторным оборудованием,

раскрыть роль книги, средств массовой информации, экскурсий и путешествий в знакомстве с природными объектами, фактами истории и общественно-политической жизни.

Культурное многообразие:

раскрыть перед детьми величие и непреходящую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;

подойти к вопросу об образе идеального человека, лучших человеческих качеств, всемирных духовных сокровищ, воплощённых в личностях святых, подвижников, деятелей истории и

культуры, в произведениях народной и духовной словесности, изобразительного искусства, музыки, зодчества.

Духовно-нравственная наполненность:

познакомить с творчеством и жизненной судьбой великих людей, внёсших значительный вклад в совокупное культурное наследие России и мира.

Система оценивания. Оценка достижений планирумых результатов реализуется в соответствии с «Системой оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Критерии оценки: Контрольная работа по предмету Окружающий мир проводится в форме тестирования или проектной работы. На контроль могут быть вынесены следующие предметные и метапредметные умения и навыки: Календарно — тематический план

Источник: ekollog.ru



Сохрани статью себе в соцсеть!




Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *