Рабочая программа 'Решение олимпиадных задач по математике 7 класс'

27.01.2017

Рабочая программа 'Решение олимпиадных задач по математике 7 класс'

Муниципальное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №4

Рабочая программа кружка

Решение олимпиадных задач по математике 7 класс

Родионова И.Л.

2015-2016 учебный годУТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ-СОШ № 4

________________________ О.И.Маленков

Рассмотрена на заседании

школьного методического объединения

Руководитель ШМО учителей

математики, физики и информатики

___________________ Забельникова О.В.

Протокол № ___ от «___» _______ 2015 г.

Принята педагогическим советом

МБОУ-СОШ №4

Протокол №_______ от «___» _________2015 г.

Программа кружка

«Решение олимпиадных задач по математике» 7 класс.

1.Пояснительная записка

Главная задача образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Олимпиадная задача по математике — это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. К сожалению, на уроках по математике часто не хватает времени на решение и разбор таких задач. Хорошие возможности для организации более глубокой дифференцированной подготовки учащихся к олимпиаде предоставляет данный кружок. Он направлен на развитие познавательного и интереса, расширение знаний по математике, полученных на уроках, на развитие креативных способностей учащихся и более качественной отработке математических умений и навыков, при решении олимпиадных задач по математике.

Учитывая особенности математики как естественной науки, можно выделить три составляющих необходимых для успешного участия в интеллектуальном состязании:

Эти ключевые моменты определяют основные направления подготовки школьника, и являются главными при составлении программы данного кружка.

Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника, причем ученику должна быть предоставлена и свобода выбора этой траектории. Ученик может прийти на занятие, чтобы получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы, чтобы порешать задачи определенного типа, разобрать теоретический вопрос, полистать необходимую литературу, поработать за ПК. На занятиях учащиеся познакомятся с материалом задач разного типа и уровня сложности и их решениями. В итоге, всем учащимся, интересующимся математикой, предоставляется широкое поле деятельности, на котором каждый ученик сможет подобрать задачи для себя, а задачи более сложные будут разобраны при совместной работе в группе или на занятиях с помощью учителя.

Данный кружок рассчитан на 1 учебный год (35 часов) для преподавания учащимся 7 класса, занятия проводится еженедельно, продолжительность занятия 1 учебный час.

2.Цели и задачи кружка.

Проведение кружка направлено на достижение следующей цели:

— формирование диалектико — материалистического мировоззрения;

— оказание помощи в воспитании культуры математического мышления;

— способствовать повышению интереса к предмету и накоплению определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, приобретаемых в основном курсе математики

Задачи кружка:

3.Ожидаемые результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

Данная программа учитывает так же требования к подготовке школьников в области ИКТ.

В ходе занятий предусмотрено использование электронно- образовательных ресурсов и интернет-ресурсов, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для учащихся, в том числе при подготовке к олимпиадам.

4.Содержание курса.

Программа курса содержит два модуля: «Алгебра», «Геометрия».

В ходе изучения этого модуля учащиеся отработают навыки по решению оригинальных и интересных олимпиадных задач алгебраическими методами . Решаются основные типы олимпиадных задач по математике: задачи на переливание, различные виды текстовых задач, задачи на применение специальных методов решений (применение принципа Дири
хле, метода инвариантов, метода раскрасок, графов и др.); задачи, использующие программный материал, но повышенной трудности (арифметические задачи, алгебраические задачи); комбинированные задачи, задачи на комбинаторику и теорию вероятностей, а так же логические задачи.

2. Геометрические методы в олимпиадных задачах (14 часов).

В ходе изучения этого модуля учащиеся обобщают и систематизируют знания, умения и навыки по решению олимпиадных задач по геометрии. Решают олимпиадные геометрические задачи следующих типов: на разрезания, на построение, на нахождение углов, на доказательство, на вычисление площадей фигур, задачи, в которых используют идею дополнительного построения.

5.Календарно-тематическое планирование кружка

Содержание учебного материала

Вводное занятие. Основные правила при решении олимпиадных задач. Числовые головоломки. Ребусы

Сюжетные логические задачи (нахождение соответствия между множествами)

Истинные и ложные высказывания. Рыцари, лжецы, хитрецы

Задачи на переливание

Задачи на взвешивание

Принцип Дирехле и делимость целых чисел

Принцип Дирехле и дополнительные соображения

Графы. Подсчет числа ребер

Эйлеровы графы

Плоские графы и теорема Эйлера

Знакомства, теория Рамсея

Смешанные задачи логического характера

Смешанные задачи логического характера

Инвариант. Четность

Остатки. Алгебраическое выражение. Раскраска. Полуинвариант

Разложение на множители. Простые и составные числа

Признаки делимости и другие системы счисления

Разные задачи на целые числа.

Теорема Ферма и Эйлера

Восстановите фигуру.

Геометрическая головоломка

Популярные задачи по планиметрии. Задачи на разрезание.

Популярные задачи по планиметрии. Задачи на раскрашивание.

Геометрия треугольника

Геометрические построения с различными чертежными инструментами

Занимательные задачи на построение

Занимательные задачи на построение

Принцип Дирехле в геометрии

Признаки равенства треугольников

Прямоугольный треугольник

Неравенство треугольника

Задачи комбинаторной геометрии

Итоговое занятие. Решение олимпиадных задач.

6.Ресурсное обеспечение программы спецкурса.

Литература:

1. Балаян Э. Н. 1001 олимпиадная и занимательные задачи по математике. — 3-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2. Балаян Э. Н. Готовимся к олимпиадам по математике. 5 — 11 классы. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3.Акулич И.Ф. Учимся решать сложные олимпиадные задачи.- М.:ИЛЕКСА, 2012, 152 с.

4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Москва 1949

5. Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления: олимпиады, конкусы /авт.-сост. И.В. Фотина — Волгоград: Учитель, 2011. — 202с.

6. Нагибин Ф. Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. — 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1984.

7. Пичурин Л. Ф. За страницами учебника алгебры. — М.: Просвещение, 1990.

8. Олимпиадные задания по математике. 5-11 классы/авт.-сост. О.Л. Безрукова. — Волгоград: Учитель, 2012. — 143с.

9. Тригг У. Задачи с изюминкой. — М.: Мир, 1975.

10. Фарков А. В. Математические олимпиады в школе. 5 — 11 классы. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Айрис-пресс, 2009.

Список интернет-ресурсов для подготовки к олимпиадам по математике:

— Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»

— Математика в Открытом колледже

— Math.ru: Математика и образование

— Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)

— Allmath.ru — вся математика в одном месте

— EqWorld: Мир математических уравнений

— Exponenta.ru: образовательный математический сайт

— Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа

— Геометрический портал

— Графики функций

— Задачи по геометрии: информационно-поисковая система

— Задачник для подготовки к олимпиадам по математике

— Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

— Интернет-проект «Задачи»

— Математические этюды

— Математика для поступающих в вузы

— Математические олимпиады и олимпиадные задачи

— Международный математический конкурс «Кенгуру»

— Московская математическая олимпиада школьников

— Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина

— Турнир городов — Международная математическая олимпиада для школьников

Источник: botan.cc

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *