Рабочая программа 'Решение олимпиадных задач по математике 7 класс'
27.01.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №4
Рабочая программа кружка
Решение олимпиадных задач по математике 7 класс
Родионова И.Л.
2015-2016 учебный годУТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ-СОШ № 4
________________________ О.И.Маленков
Рассмотрена на заседании
школьного методического объединения
Руководитель ШМО учителей
математики, физики и информатики
___________________ Забельникова О.В.
Протокол № ___ от «___» _______ 2015 г.
Принята педагогическим советом
МБОУ-СОШ №4
Протокол №_______ от «___» _________2015 г.
Программа кружка
«Решение олимпиадных задач по математике» 7 класс.
1.Пояснительная записка
Главная задача образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.
Олимпиадная задача по математике — это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. К сожалению, на уроках по математике часто не хватает времени на решение и разбор таких задач. Хорошие возможности для организации более глубокой дифференцированной подготовки учащихся к олимпиаде предоставляет данный кружок. Он направлен на развитие познавательного и интереса, расширение знаний по математике, полученных на уроках, на развитие креативных способностей учащихся и более качественной отработке математических умений и навыков, при решении олимпиадных задач по математике.
Учитывая особенности математики как естественной науки, можно выделить три составляющих необходимых для успешного участия в интеллектуальном состязании:
Эти ключевые моменты определяют основные направления подготовки школьника, и являются главными при составлении программы данного кружка.
Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника, причем ученику должна быть предоставлена и свобода выбора этой траектории. Ученик может прийти на занятие, чтобы получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы, чтобы порешать задачи определенного типа, разобрать теоретический вопрос, полистать необходимую литературу, поработать за ПК. На занятиях учащиеся познакомятся с материалом задач разного типа и уровня сложности и их решениями. В итоге, всем учащимся, интересующимся математикой, предоставляется широкое поле деятельности, на котором каждый ученик сможет подобрать задачи для себя, а задачи более сложные будут разобраны при совместной работе в группе или на занятиях с помощью учителя.
Данный кружок рассчитан на 1 учебный год (35 часов) для преподавания учащимся 7 класса, занятия проводится еженедельно, продолжительность занятия 1 учебный час.
2.Цели и задачи кружка.
Проведение кружка направлено на достижение следующей цели:
— формирование диалектико — материалистического мировоззрения;
— оказание помощи в воспитании культуры математического мышления;
— способствовать повышению интереса к предмету и накоплению определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, приобретаемых в основном курсе математики
Задачи кружка:
3.Ожидаемые результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
Данная программа учитывает так же требования к подготовке школьников в области ИКТ.
В ходе занятий предусмотрено использование электронно- образовательных ресурсов и интернет-ресурсов, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для учащихся, в том числе при подготовке к олимпиадам.
4.Содержание курса.
Программа курса содержит два модуля: «Алгебра», «Геометрия».
В ходе изучения этого модуля учащиеся отработают навыки по решению оригинальных и интересных олимпиадных задач алгебраическими методами . Решаются основные типы олимпиадных задач по математике: задачи на переливание, различные виды текстовых задач, задачи на применение специальных методов решений (применение принципа Дири
хле, метода инвариантов, метода раскрасок, графов и др.); задачи, использующие программный материал, но повышенной трудности (арифметические задачи, алгебраические задачи); комбинированные задачи, задачи на комбинаторику и теорию вероятностей, а так же логические задачи.
2. Геометрические методы в олимпиадных задачах (14 часов).
В ходе изучения этого модуля учащиеся обобщают и систематизируют знания, умения и навыки по решению олимпиадных задач по геометрии. Решают олимпиадные геометрические задачи следующих типов: на разрезания, на построение, на нахождение углов, на доказательство, на вычисление площадей фигур, задачи, в которых используют идею дополнительного построения.
5.Календарно-тематическое планирование кружка
Содержание учебного материала
Вводное занятие. Основные правила при решении олимпиадных задач. Числовые головоломки. Ребусы
Сюжетные логические задачи (нахождение соответствия между множествами)
Истинные и ложные высказывания. Рыцари, лжецы, хитрецы
Задачи на переливание
Задачи на взвешивание
Принцип Дирехле и делимость целых чисел
Принцип Дирехле и дополнительные соображения
Графы. Подсчет числа ребер
Эйлеровы графы
Плоские графы и теорема Эйлера
Знакомства, теория Рамсея
Смешанные задачи логического характера
Смешанные задачи логического характера
Инвариант. Четность
Остатки. Алгебраическое выражение. Раскраска. Полуинвариант
Разложение на множители. Простые и составные числа
Признаки делимости и другие системы счисления
Разные задачи на целые числа.
Теорема Ферма и Эйлера
Восстановите фигуру.
Геометрическая головоломка
Популярные задачи по планиметрии. Задачи на разрезание.
Популярные задачи по планиметрии. Задачи на раскрашивание.
Геометрия треугольника
Геометрические построения с различными чертежными инструментами
Занимательные задачи на построение
Занимательные задачи на построение
Принцип Дирехле в геометрии
Признаки равенства треугольников
Прямоугольный треугольник
Неравенство треугольника
Задачи комбинаторной геометрии
Итоговое занятие. Решение олимпиадных задач.
6.Ресурсное обеспечение программы спецкурса.
Литература:
1. Балаян Э. Н. 1001 олимпиадная и занимательные задачи по математике. — 3-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
2. Балаян Э. Н. Готовимся к олимпиадам по математике. 5 — 11 классы. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.
3.Акулич И.Ф. Учимся решать сложные олимпиадные задачи.- М.:ИЛЕКСА, 2012, 152 с.
4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Москва 1949
5. Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления: олимпиады, конкусы /авт.-сост. И.В. Фотина — Волгоград: Учитель, 2011. — 202с.
6. Нагибин Ф. Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. — 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1984.
7. Пичурин Л. Ф. За страницами учебника алгебры. — М.: Просвещение, 1990.
8. Олимпиадные задания по математике. 5-11 классы/авт.-сост. О.Л. Безрукова. — Волгоград: Учитель, 2012. — 143с.
9. Тригг У. Задачи с изюминкой. — М.: Мир, 1975.
10. Фарков А. В. Математические олимпиады в школе. 5 — 11 классы. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Айрис-пресс, 2009.
Список интернет-ресурсов для подготовки к олимпиадам по математике:
— Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»
— Математика в Открытом колледже
— Math.ru: Математика и образование
— Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)
— Allmath.ru — вся математика в одном месте
— EqWorld: Мир математических уравнений
— Exponenta.ru: образовательный математический сайт
— Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа
— Геометрический портал
— Графики функций
— Задачи по геометрии: информационно-поисковая система
— Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
— Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
— Интернет-проект «Задачи»
— Математические этюды
— Математика для поступающих в вузы
— Математические олимпиады и олимпиадные задачи
— Международный математический конкурс «Кенгуру»
— Московская математическая олимпиада школьников
— Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина
— Турнир городов — Международная математическая олимпиада для школьников
Источник: botan.cc
- Конспект урока по математике 'Таблица умножения на 2' (3 класс) школа VIII вида
- Индивидуальный план самообразования учителя нач. классов Скрыпник И. В
- Сайт учителя Комаровой Т.В. - Визитная карточка
- План-конспект урока по информатике на тему: 'Назначение и устройства компьютера'
- Музыкальные способности дошкольника. Развитие музыкально-слуховых представлений у детей
- Урок физики по теме 'Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения' 8 класс
- Краткосрочный план на тему: 'Природно-климатические изменения в эпоху бронзы' 6 класс
- Урок по русскому языку для 6 класса 'Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах 'Орфография'
- Начинающий копирайтер без опыта: узнай как правильно написать статью
- Конспект урока в 6 классе Лексические выразительные средства. Прямое и переносное значение слова
Добавить комментарий